В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования”.
Основаниями для принятия такого решения послужило следующее:
Во-первых, изменение социально-экономической обстановки в стране и в мире требует от молодого человека обладания не только определенным набором знаний, и умений, но и способности применять эти знания и умения в постоянно изменяющихся условиях, способности к постоянному обновлению и приобретению знаний, требует развития у него минимума базовых компетентностей, необходимых к жизни в современном мире. А приобретение компетентностей невозможно в условиях традиционной организации учебного процесса.
Во-вторых, объем информации и научного знания непрерывно растет. Все попытки организаторов образования "втиснуть" основы современных наук в рамки школьных программ не имеют успеха: нагрузка на ученика непрерывно растет, превышая его допустимые нормы, качество же знаний при этом не улучшается.
В-третьих, в последние годы наметилось серьезное отставание наших школьников на различных международных конкурсах, олимпиадах и др. При этом, надо отдать должное, это отставание пока не коснулось успехов наших детей в точных науках, а проявляется в основном, на уровне тестирования компетентностей.
В-четвертых, все острее дает себя знать потребность в индивидуализации образования, в реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе, выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.
Научными основаниями введения профильного обучения на старшей ступени школьного образования являются следующие психологические подходы - развивающий, гуманистический, индивидуальный, компетентностный, деятельностный, личностно-ориентированный, субъект-субъектный, возрастной. Основания, отвечающие на вопрос, какова цель образования.
Согласно развивающему подходу, цель общего образования - развитие человека. При этом овладение знаниями, умениями, навыками выступает не целью образования, а средством реализации его основных - развивающих - целей. Это положение соответствует гуманистическому подходу, ставящему в центр образования человека.
Достоинства и недостатки метода взаимного обучения
Какие же развивающие, обучающие и воспитательные эффекты и дефекты обнаружены при тщательном исследовании системы взаимного обучения, центром которого является сотрудничество детей, в сравнении с традиционным обучением, центрированном на взрослом? Преимущества метода взаимного обучения: 1. Не все у ...
Развивающие игры - как средство умственного и всестороннего развития детей
Большое значение в умственном и всестороннем развитии детей имеют занимательные развивающие игры, задачи, развлечения. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объя ...
Описание результатов эмпирического исследования эффективности использования
дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников
Для подтверждения теоретических выводов нами организовано эмпирическое исследование эффективности использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников. Цели данного исследования: выявление эффективности использования дидактических игр как средства ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.