расширить возможности социализации учащихся, в частности, более эффективно готовить выпускников к профессиональному самоопределению;
обеспечить преемственность общего и профессионального образования, устранив расхождения в требованиях, предъявляемых к подготовке выпускников к школе и абитуриентов в вузе; устранить недостатки довузовской подготовки (репетиторство, платные подготовительные курсы).
Система профильного обучения характеризуется следующими особенностями:
вводится на старшей ступени общего образования (2-3 последних года обучения);
количество профилей составляет, как минимум, 2 и больше;
проведенного сохраняется возможность внепрофильного обучения ("общеобразовательный профиль");
количество и объем инвариантных учебных предметов существенно сокращается, а вариативность обучения при этом достигается за счет расширения спектра курсов по выбору учащихся.
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривает возможность введения различных профилей, например:
естественно-математический (профильные предметы - математика, физика, химия, география, биология);
социально-экономический (история, экономика, право, экономическая и социальная география, социология);
гуманитарный (русский язык и литература, иностранный язык, история, обществознание, искусство);
технологический (специализации - информационные технологии, агротехника, индустриальные технологии, технологии сферы обслуживания, медицина, педагогика и т.п.);
универсальный / общеобразовательный (для профильных классов и школ) и т.д.
Учебный план профильного обучения включает четыре блока:
Блок 1 - базовые общеобразовательные предметы, обязательные для всех учащихся и инвариантные практически для всех профилей обучения: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществознания (для естественно - научного профиля) или естествознания (для гуманитарных профилей).
Блок 2 - профильные общеобразовательные предметы, определяющие общую направленность соответствующего профиля и обязательные для учащихся, выбравших данный профиль. Содержание первых двух блоков определяется Государственным стандартом общего образования (ГСОО). Соответствие подготовки выпускников требованиям ГСОО определяется по результатам Единого государственного экзамена.
Блок 3 - Элективные курсы, обязательные для изучения учебные предметы по выбору учащихся, которые реализуются за счет школьного компонента учебного плана. Каждый учащийся в течение двух лет обучения должен выбрать и изучить 5-6 таких курсов. Соотношение объема учебного времени по блокам 1, 2 и 3 составляет примерно 50: 30: 20%.
Блок 4 - учебные практики, проекты, исследовательская деятельность.
Многовариантность форм организации профильного обучения:
В модели внутришкольной профилизации общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализует только один избранный профиль) и многопрофильным (организует несколько профилей обучения). Школа может и не быть ориентирована на конкретные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов должна предоставлять учащимся (в том числе в форме учебных межклассных групп) возможность реализовать индивидуальные профильные образовательные траектории.
Виды интуиции
Можно назвать следующие виды интуиции: чувственная; творческая; художественная; интеллектуальная; техническая; предвидения; профессиональная; математическая; принятия решения; нравственная; женская; бытовая и др. Каждая выполняет определенную функцию, что говорит о многофункциональности интуиции. В ...
Нормативно-правовые основы выбора методов обучения
Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образо ...
Обучение каллиграфии с применением методики В.А.Илюхиной
Проблема нравственности остается актуальной в наших школах. Может быть она более актуальна сегодня, когда в силу многих причин воспитать высоконравственную личность особенно непросто. Много было и есть споров о почерке. Одни считают, что это немаловажная деталь, другие отрицают его значимость, а не ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.