Обеспечение здоровье сберегающей среды в образовании

Педагогика » Педагогические ресурсы здоровье сберегающих технологий » Обеспечение здоровье сберегающей среды в образовании

Страница 1

Федкулина Л.Е., МОУ «Центр службы практической психологии» г.Энгельса, педагог-психолог.

Здоровье сберегающая среда. Для того, чтобы сберегать здоровье, его надо иметь. К сожалению, большинство современных детей имеют многочисленные соматические и психоневрологические заболевания и нарушения личностного развития (из информации отдела здравоохранения).

Понятие среды включает общую социально-экономическую ситуацию в стране, в регионе и районе, а также все те социальные группы, с которыми контактирует ребенок и условия, в которых он растет и развивается. Образовательная среда – это совокупность возможностей для развития личности, содержащихся в пространственно-временном и социально-предметном окружении

Новое поколение растет в новой системе ценностных ориентаций, задаваемых средствами массовой информации, агрессивной подростково-молодёжной субкультурой, экономической ситуацией в регионе. Основной лейтмотив современной ценностной сферы – философия потребления при неоспоримом культе денег. Поэтому для формирования продуктивных и при этом нравственных ценностей, противостоящих разрушительному влиянию СМИ на фоне родительской беспомощности, необходимо выработать новую концепцию образовательной политики в отношении соматического, психического и социального здоровья подрастающего поколения.

Разрушительные последствия для здоровья подрастающего поколения несут такие факторы как наркотики, алкоголь, никотин и их пропаганда, неразумное сексуальное поведение (ранние аборты, ИППП), криминальное поведение. Особо следует отметить множественные нарушения физического, психического и психологического здоровья в результате действия дидактогенных факторов (школьные перегрузки, отсутствие адекватных программ обучения для детей с промежуточными, пограничными формами нарушений здоровья и пр.), а также деструктивной семейной ситуации.

Психологическая служба образования призвана способствовать формированию здоровье сберегающей образовательной среды. С этой точки зрения нас волнует, какие и в какой мере педагогические технологии являются здоровье сберегающими, а также, насколько здоровье сберегающей является атмосфера образовательных учреждений.

Эффективность педагогических технологий можно выразить в виде формулы, где Э = Р, где Э – эффективность = Результаты

З Затраты

Главное, какого результата мы хотим добиться, что положим в основу этого результата? ЗУНов? Творчества? Здоровья?

Иерархия потребностей по А. Маслоу.

Потребность в самоактуализации

Потребность в признании

Потребность в любви и общении

Потребность в безопасности

Физиологические потребности

Основная цель психологической службы – содействие созданию максимальных условий для саморазвития личности. Можно ли создать такую педагогическую технологию, которая бы учитывала особенности каждой личности? Оказалось, что мы должны учесть множество факторов (ассиметрию головного мозга, тип темперамента и мышления, самооценку и проч.).

Самая примитивная модель содержит где-то 260 параметров, по которым можно выстроить более 1500 разных типов. Каждый физик знает, что система с таким количеством оснований, неуправляема, т.е. алгоритмическая конструкция психолого-педагогической технологии рассыпается вмиг. Это не значит, что мы не должны изучать и учитывать личностные особенности учащихся. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности необходим.

Каждый ученик имеет свои собственные цели образования (в идеале закон «Об образовании» предоставляют ему веер различных целей – выбери, что подходит тебе и обществу). А школа должна обеспечить ему условия для самопознания, самореализации, самоактуализации, создать образовательную среду, в которой бы достигались эти цели.

Взрослые нередко забывают об одном простом условии: потребность в самоактуализации просыпается в человеке, только если удовлетворены его базовые потребности. Принципиальной характеристикой образовательной среды, способствующей самоактуализации, является способность этой среды обеспечить удовлетворение жизненно важного комплекса потребностей ребенка и, прежде всего, физиологических. Речь идет о функционировании пространственно-предметного компонента образовательной среды и соблюдение санитарно-гигиенических норм: света и тепла, питания и медицинского контроля, удобной мебели, просторности помещений и т.п. В этом смысле важную роль играет грамотная организация режима дня, уровня индивидуальной учебной нагрузки и т.д.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Взаимодействие между учащимся и предметом изучения
Первый вид — это взаимодействие между учащимся и содержанием или предметом изучения. Это определяющая характеристика обучения. Без этой характеристики не может быть и образования, поскольку она определяет процесс интеллектуального взаимодействия с предметом, в результате чего изменяется уровень под ...

Введение дробных чисел
Первое расширение понятия числа – введение дробных чисел. Пропедевтика обыкновенных дробей сводится к ознакомлению учащихся с такими вопросами, как доля единицы, изображение дробей на координатном луче, правильные и неправильные дроби, основное свойство дробей, представление натурального числа в ви ...

Характеристика хоккея с мячом как вида спорта
Хоккей на траве – игра в мяч клюшками на травяных площадках, которые в последнее время все чаще заменяются искусственным покрытием. Игра эта была известна еще в Древней Греции, и называли ее «файнинда». Описание игры в мяч клюшками на траве можно найти в итальянских рукописях эпохи Возрождения. Изв ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru