Прежде, чем выделить особенности использования интуитивного подхода в педагогической деятельности, важно раскрыть его основные категории.
Рассматривая такую научную категорию как «подход», я опиралась на следующих исследователей: Н. М. Борытко, И. А. Колесникова, С. Д. Поляков, В. А. Сластенин, Н. Л. Селиванова и др.
«Подход – это определенная позиция по отношению к какой-либо проблеме или явлению. В самом общем виде подход может пониматься как теоретическое и (или) логическое основание рассмотрения или проектирования объекта; совокупность способов и приёмов осуществления деятельности на основании какой-либо идеи или принципа».
В педагогической практике (воспитательной деятельности) широко используется многообразие походов, но анализ научной литературы по проблеме интуиции в педагогической деятельности, показал, что понятие «интуитивный подход» не имеет достаточно конкретного содержания.Поэтому важным, в первую очередь, становится уточнение данного понятия, наполнение его содержанием.
Выделяются следующие научные категории, которые используются в аспекте интуитивного подхода, – это: психика и сознание, бессознательное, интуиция, творчество, установка, убеждения, деятельность, педагогическая деятельность, стимулирование и развитие интуиции в педагогической деятельности.
Рассматривая психику как свойство высокоорганизованной материи, функцию головного мозга, сущность которой состоит в отражении воздействий предметов и явлений окружающей действительности, надо помнить о том, что психическое отражение действительности имеет свои особенности. Сознание – высший уровень развития психики. Психика и сознание – социально обусловлены.
В психологии выделены следующие особенности психики и сознания: отражение воздействий окружающей среды – процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся; при психическом отражении объективной действительности, любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека; возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий; субъективность психического отражения – активное преобразование отражаемого. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.
Психика и сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой, – регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности человека.
Изучению особенностей психики и сознания посвящены работы А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, Е. П. Велихова, В. П. Зинченко, В. А. Лекторского, В. М. Аллахвердова, Г. В. Акопова и др.
Благодаря психике и сознанию, их способности отражать воздействия внешней среды и регулировать процесс адаптации, проявляется и внутреннее содержание деятельности, и поведение человека.
В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев выделяю такие особенности сознания как объемность, многомерность, многоуровневость и полидетерминированность. В. М. Аллахвердов пишет о природе самоочевид-ности или непосредственной данности сознания, связи осознанного и неосознанного, о границах возможностей сознания по переработке информации. А. Р. Лурия, Л. С. Выготский выделили возможности сознания, отметили его роль в таком процессе как интериоризация .
Характеристика модели социально-педагогического сопровождения досуговой
деятельности
Как было заявлено во введении, гипотезой исследования в нашей работе является предположение о том, что целенаправленная организация досуговой деятельности будет способствовать целостному развитию детей и подростков, их успешной социализации, раскрытию индивидуализации и творческого потенциала. Для ...
Игровая деятельность как стихийный воспитательный институт ребенка
Игра имеет социально-историческое происхождение. В первобытном родовом обществе, где ребенок был прямо приобщен к труду взрослых, игры отсутствовали. По данным этнографических исследований, в примитивных культурах дети лишь иногда в игровом плане воспроизводят некоторые сферы жизни взрослых, те, чт ...
Система работы по формированию ситуативной
связной речи детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями речи
У детей младшего дошкольного возраста диалог предшествует монологу; при этом именно диалог имеет первостепенную социальную значимость для ребенка. По мнению А.А. Леонтьева, умения монологической речи формируются крайне поздно. Многие исследователи подчеркивают первичную роль диалога в монологическо ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.