Учебный план и содержание программ профильного обучения школьников

Педагогика » Профильное обучение учащихся » Учебный план и содержание программ профильного обучения школьников

Страница 1

Базисный учебный план является выражением данного уровня в государственных образовательных стандартах. В ходе построения учебного плана общеобразовательного учреждения происходит конкретизация содержания образования в зависимости от целей обучения.

Все содержание образования делится на две части: инвариантную, обязательную для всех средних учебных заведений (базисный учебный план), варьируемую, которая может изменяться в зависимости от специфики учреждения, от особенностей содержания и структуры профессиональной подготовки.

Учебный план определяет номенклатуру дисциплин, последовательность их изучения, время, отводимое на каждый предмет, формы контроля (зачеты, экзамены) и тому подобное. Учебный план предопределяет реализацию таких дидактических принципов как научность (по номенклатуре учебных предметов), доступность (в плане соответствия учебного материала познавательным возможностям обучаемых), системность и преемственность (в плане реализации межпредметных связей.

На элементы варьируемой части учебного плана существенное влияние оказывает процесс дифференциации наук. В связи с этим содержание специальных предметов и производственного обучения для различных профессий или групп отличается. Следовательно, наличие тех или иных предметов в учебном плане определяется целями и задачами целостной системы образования.

Вопрос о критериях определения номенклатуры предметов в учебном плане вызывает особые проблемы. Учебные планы общеобразовательной школы «страдают серьёзными недостатками, например, такими как: многопредметность, наличие предметов с малым числом часов, эффективность которых очень низка и т.д.» По мнению Ю. К. Бабанского должна сохраняться предметная структура, которая может модернизироваться путем интеграции предметов в соответствии с требованиями, предъявляемыми условиями современного развития. Таким образом, можно сделать вывод, что наличие тех или иных предметов в учебном плане определяется целями и задачами целостной системы образования.

Перспективным средством совершенствования учебного плана и тем самым – всей системы образования, представляется интеграция родственных учебных предметов. При этом несомненным плюсом является то, что 1) возрастает темп изложения учебного материала, что концентрирует внимание учащихся; 2) снимается проблема отношения учащихся к «мелкому», второстепенному» предмету; 3) упрощается система контроля.

Приведем рекомендации по формированию учебных модулей, которые должны входить в учебные программы, изложенные в Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.

Обязательные общеобразовательные модули:

1. Основной (профессионально ориентированный) общеобразовательный модуль объемом примерно 500-700 часов, в рамках которого учащиеся, во-первых, получают и закрепляют знания по тем предметам и разделам общего образования, которые непосредственно обеспечивают успешное усвоение специальных предметов, и, во-вторых, проходят интегрированный гуманитарный курс, обеспечивающий общекультурное развитие.

2.Модули общих навыков (объемом до 300 часов). Термин "общие навыки" вводится как рабочий для обозначения совокупности навыков, необходимых для успешной адаптации выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования на рынке труда.

После изучения обязательных общеобразовательных модулей обучаемые делятся на два потока с учетом их собственных интересов и результатов обучения. Образовательные программы для этих потоков структурно отличаются соотношением общего и профессионального образования.

Первый поток, основной по численности, продолжает углубленное освоение профессии или специальности (повышение уровня квалификации и освоение дополнительных специализаций), что позволит повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда. В будущем, по мере формирования устойчивых жизненных приоритетов, часть этих выпускников может пройти дополнительный общеобразовательный курс и сдать единый государственный экзамен, что позволит им поступить в учебное заведение высшего профессионального образования.

Второй поток, включающий учащихся, успешно освоивших обязательные общеобразовательные модули и стремящихся к получению высшего образования, завершает освоение профессии или специальности в рамках стандарта по сокращенной программе, осваивает специализацию на начальном уровне квалификации. При этом они изучают дополнительный общеобразовательный модуль, ориентированный на требования единого государственного экзамена (этот модуль учащиеся могут осваивать как в своем образовательном учреждении, так и в близлежащей школе, по дневной или вечерней форме обучения). Таким образом, общий срок обучения не увеличивается, но при этом более эффективно используются образовательные ресурсы за счет четкой расстановки акцентов в образовательных программах начального и среднего профессионального образования.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Формирование логического мышления у детей младшего дошкольного возраста
Работу по данной теме я начинала с детьми младшей группы. Проведя анализ умственных способностей детей данной группы, я установила, что у детей (Насти И., Феди К., Майи Ф., Лени Н.) наряду с наглядно-действенным мышлением начали формироваться элементы наглядно-образного мышления и простейшие виды р ...

Особенности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предполагае ...

Использование современных информационных технологий на уроках литературы
Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Если в качестве признака информацио ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru