Инвариантные условия организации и содержание элективных курсов

Педагогика » Изучение функций и их графиков на элективном курсе по алгебре в 9 классе » Инвариантные условия организации и содержание элективных курсов

При всех возможных вариантах организации курсов по выбору относительно инвариантными остаются следующие условия:

курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор (один из одного – это не выбор);

курсы должны помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы («Пойду на социально-гуманитарный профиль не потому, что имею тройки по математике, а потому, что намерен стать юристом или журналистом»);

курсы должны способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле, помочь ученикам проверить себя, ответить на вопросы: «Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?». Вместе с тем, надо помнить, что чрезмерная перегруженность курса новым содержанием может не позволить ученику ответить на эти центральные вопросы;

отбирая содержание, учитель (автор программы) должен ответить на вопрос: «Чем будет полезен ученику данный курс для совершения осознанного выбора профиля обучения в старшей школе?»;

перспективным является использование современных образовательных технологий, роль которых будет возрастать при профильном обучении на третьей ступени средней школы (информационные, проектные, дистантные и т. п.);

целесообразно привлечь к преподаванию курсов предпрофильной подготовки не только учителя, ведущего базовый или родственный курс по данному предмету, но и других педагогов, работающих в школе или другом ОУ района;

курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор (историк, филолог, физик, математик и т. д.), то есть повлиять на выбор учеником сферы профессиональной деятельности, пути получения им образования в профессиональной школе (прежде всего, высшей). Они должны включать пробы по ведущим для данного профиля видам деятельности (чтобы показать специфику данного профиля через деятельность – работа с текстами, анализ источников, использование правовых документов и т. п.);

курсы, по возможности, должны опираться на какое-либо пособие, это позволит исключить «монополию учителя на информацию»;

курсы предпрофильной подготовки не должны дублировать базовый курс, они должны подготовить ученика не только к сдаче экзаменов, но и к успешному обучению в профильной школе.

Программа курса по выбору, ориентированного на предпрофильную подготовку, может быть рассчитана максимально на 34-35 учебных часов (из расчета по 2 часа в неделю одного полугодия, чтобы за год ученик смог пройти 2 курса). Возможны и более дробные модули (17 часов – по 4 курса за год).

Содержание курса по выбору должно, с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям девятиклассников, а с другой стороны, предоставляя ученику возможность расширить и углубить знания на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.

Содержание курса может представлять собой:

расширенный, углубленный вариант какого-то раздела базового учебного предмета;

введение в одну из сопутствующих данному предмету наук, профессий (астрономия, археология, журналистика и т. д.);

совокупность фрагментов из различных разделов одного или нескольких предметов, если курс ориентирован на определенный уровень обобщения (например, «Естествознание») или освоение определенного вида деятельности («Эксперименты в физике, химии, биологии», «Работа с источниками информации»).

Технологии, используемые в системе курсов по выбору, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему лучше овладеть общеучебными умениями и навыками, которые позволят ему успешно осваивать программу старшей профильной школы (постановка и демонстрация эксперимента, поиск информации по имеющимся источникам, ответы на вопросы в процессе дискуссии).

Смотрите также:

Диагностика уровня сформированности вычислительных навыков младших школьников при изучении законов и свойств арифметических действий
Мы проводили эксперимент на базе 2 класса МОУ Стеженская СОШ Алексеевского района Волгоградской области (программа «Школа России»). Суть эксперимента заключалась в том, чтобы практически проверить выдвинутую нами гипотезу, а именно, если при изучении законов и свойств арифметических действий исполь ...

Обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений
Пропедевтика обучения решению текстовых задач алгебраическим методом. Решение текстовых задач способствует развитию мышления учащихся, более глубокому усвоению идеи функциональной зависимости, повышает вычислительную культуру. В процессе решения текстовых задач у учащихся формируются умения и навык ...

Система оценки предметных, мета предметных и личностных результатов
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общ ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru