Обеспечение здоровье сберегающей среды в образовании

Педагогика » Педагогические ресурсы здоровье сберегающих технологий » Обеспечение здоровье сберегающей среды в образовании

Страница 2

Чтобы преодолеть эту ступень на пути к самоактуализации, педагогу необходимо ответить на ряд простых вопросов:

В котором часу ложатся спать учащиеся класса и когда они просыпаются?

Успевают ли ваши учащиеся позавтракать? Хватает ли им времени, чтобы пообедать в школьной столовой?

Контролируете ли вы утомляемость учащихся на уроке? Даете ли им возможность передохнуть? Соизмеряется ли сложность материала с возможностью учащихся? Определяете ли вы продолжительность домашних заданий?

Удобно ли подросткам сидеть за партами? Хорошо ли им видно и слышно учителя? как часто проветривается классная комната? Каковы температурные условия в классе?

Есть ли у детей возможность проявлять свою двигательную активность на занятиях?

Эти проблемы касаются биологического выживания организма и в случае неудовлетворения быстро вытесняют все другие.

Когда физиологические потребности удовлетворены, на первый план выдвигаются потребности в безопасности, проявляющиеся в избегании боли, страха, гнева, стремлении к порядку и стабильности. Ученики чувствуют себя спокойнее в такой среде, где установлены четкая организация и режим, стабильный порядок и определенные требования, которые не ограничивают проявление и развитие их индивидуальности, а напротив, помогают создать оптимальный уровень безопасности. Но даже если потребность безопасности полностью удовлетворенна, ребенка нельзя «втолкнуть» в развитие, чего не всегда понимают педагоги и родители. Необходимо с уважением относиться к любому выбору ребенка, признавать его право на страх, медлительность или задержку развития. Здесь особенно нужна психологическая поддержка и понимание взрослых

Если возможности образовательной среды способствуют удовлетворению потребности в безопасности, то актуализируются потребности в любви и принадлежности, уважении и признании, общественном одобрении. В школе именно педагоги на всех возрастных ступенях совершают действия, способствующие удовлетворению или фрустрации потребностей в любви, признании, принадлежности к группе и самоуважения. Привычный лозунг: «Равняйся на лучших!», с точки зрения создания мотивации личностного развития необходимо заменить на принцип: «Сравни себя с собой вчерашним». При этом важно целенаправленно и публично подчеркивать персональные динамические успехи ребенка.

И, наконец, последний уровень потребностей – это потребность в самоактуализации. Важным является наличие возможности образовательной среды удовлетворять потребности учащихся в значимой деятельности, т.е. когда они могут осуществлять свое личное развитие в кружках, клубах, пользоваться библиотекой, компьютером, Интернетом, заниматься проектной, исследовательской, конструкторской деятельностью, соответствующей их склонностям. Для одних это может быть моделирование костюмов, для других – разработка программного обеспечения для школьного компьютерного класса. Хорошо, когда учащиеся могут в специально создаваемой обстановке (на круглых столах, встречах с философами, писателями, политиками) свободно дискутировать о глобальных, государственных, региональных проблемах, тенденциях стратегического развития общества, жизненном предназначении человека. Это позволяет выстроить реалистические планы своего будущего.

Немаловажное значение имеет эстетика помещения.

В истории культуры давно подмечено, что ярче цветут те эпохи, где отрефлексирована и высока ценность учителя. Талантливых, свободных и ярких граждан могут вырастить и сформировать только талантливые, яркие и свободные учителя. К сожалению, в настоящее время педагоги борются за уровень собственного выживания, что не способствует внедрению здоровье сберегающих технологий. Уровень нервно-психического состояния большинства наших учителей является здоровьеразрушающим фактором для детей.

Направления, по которым требуется немедленное реагирование не только со стороны управления образования, но и муниципальных властей:

создание развернутой и подконтрольной общественности и муниципалитету сети досуговых, спортивных и творческих структур, ориентированных на массовый охват основной (т.е. неплатежеспособной) детско-подростковой аудитории;

найти средства для оснащения образовательных учреждений спорт инвентарем (лыжами, коньками, мячами и пр.), а также оборудовать места для переодевания мальчиков и девочек на уроки физкультуры, оборудовать школьные коридоры, дверные проемы или какие-либо уголки деревянными турниками; обеспечить варианты пространственной организации в учебной работе для детей с различными двигательно-моторными и неврологическими нарушениями и т. п.

пересмотреть учебные программы курса ОБЖ (или ОЗОЖ или экологии) с целью выделения и закрепления на каждом году обучения не менее 9 часов для работы по профилактике социально-деструктивного поведения (с предварительным обучением педагогов методам активного тренинга и обязательной психолого-педагогической экспертизой содержательных программ профилактической направленности);

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Выбор группы респондентов
“Не ждет ли нас теперь другая эра?” И. Бродский Группа респондентов при производстве корреляционного анализа, как и при любом другом психологическом исследовании, должна подбираться с особой тщательностью и, по возможности, представлять из себя случайно сформированную выборку. Респонденты должны бы ...

Изучение уровня культуры общения детей
Целью констатирующего этапа нашего исследования является изучение уровня культуры общения детей старшего дошкольного возраста для выявления причин, вызывающих затруднения в общении. Задачи исследования: I. Изучение уровня культуры общения дошкольников с помощью методики КОС-1. II. Изучение личностн ...

Значение зрительного восприятия в формировании других психических функций у детей дошкольного возраста
"Восприятие-отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их отличительных признаков". Восприятие осуществляется посредством действия, связано с обследованием воспринимаемого объекта, с построением его образа. Восприятие - очень сложный, системный, многоуровневый п ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru