Обеспечение здоровье сберегающей среды в образовании

Педагогика » Педагогические ресурсы здоровье сберегающих технологий » Обеспечение здоровье сберегающей среды в образовании

Страница 2

Чтобы преодолеть эту ступень на пути к самоактуализации, педагогу необходимо ответить на ряд простых вопросов:

В котором часу ложатся спать учащиеся класса и когда они просыпаются?

Успевают ли ваши учащиеся позавтракать? Хватает ли им времени, чтобы пообедать в школьной столовой?

Контролируете ли вы утомляемость учащихся на уроке? Даете ли им возможность передохнуть? Соизмеряется ли сложность материала с возможностью учащихся? Определяете ли вы продолжительность домашних заданий?

Удобно ли подросткам сидеть за партами? Хорошо ли им видно и слышно учителя? как часто проветривается классная комната? Каковы температурные условия в классе?

Есть ли у детей возможность проявлять свою двигательную активность на занятиях?

Эти проблемы касаются биологического выживания организма и в случае неудовлетворения быстро вытесняют все другие.

Когда физиологические потребности удовлетворены, на первый план выдвигаются потребности в безопасности, проявляющиеся в избегании боли, страха, гнева, стремлении к порядку и стабильности. Ученики чувствуют себя спокойнее в такой среде, где установлены четкая организация и режим, стабильный порядок и определенные требования, которые не ограничивают проявление и развитие их индивидуальности, а напротив, помогают создать оптимальный уровень безопасности. Но даже если потребность безопасности полностью удовлетворенна, ребенка нельзя «втолкнуть» в развитие, чего не всегда понимают педагоги и родители. Необходимо с уважением относиться к любому выбору ребенка, признавать его право на страх, медлительность или задержку развития. Здесь особенно нужна психологическая поддержка и понимание взрослых

Если возможности образовательной среды способствуют удовлетворению потребности в безопасности, то актуализируются потребности в любви и принадлежности, уважении и признании, общественном одобрении. В школе именно педагоги на всех возрастных ступенях совершают действия, способствующие удовлетворению или фрустрации потребностей в любви, признании, принадлежности к группе и самоуважения. Привычный лозунг: «Равняйся на лучших!», с точки зрения создания мотивации личностного развития необходимо заменить на принцип: «Сравни себя с собой вчерашним». При этом важно целенаправленно и публично подчеркивать персональные динамические успехи ребенка.

И, наконец, последний уровень потребностей – это потребность в самоактуализации. Важным является наличие возможности образовательной среды удовлетворять потребности учащихся в значимой деятельности, т.е. когда они могут осуществлять свое личное развитие в кружках, клубах, пользоваться библиотекой, компьютером, Интернетом, заниматься проектной, исследовательской, конструкторской деятельностью, соответствующей их склонностям. Для одних это может быть моделирование костюмов, для других – разработка программного обеспечения для школьного компьютерного класса. Хорошо, когда учащиеся могут в специально создаваемой обстановке (на круглых столах, встречах с философами, писателями, политиками) свободно дискутировать о глобальных, государственных, региональных проблемах, тенденциях стратегического развития общества, жизненном предназначении человека. Это позволяет выстроить реалистические планы своего будущего.

Немаловажное значение имеет эстетика помещения.

В истории культуры давно подмечено, что ярче цветут те эпохи, где отрефлексирована и высока ценность учителя. Талантливых, свободных и ярких граждан могут вырастить и сформировать только талантливые, яркие и свободные учителя. К сожалению, в настоящее время педагоги борются за уровень собственного выживания, что не способствует внедрению здоровье сберегающих технологий. Уровень нервно-психического состояния большинства наших учителей является здоровьеразрушающим фактором для детей.

Направления, по которым требуется немедленное реагирование не только со стороны управления образования, но и муниципальных властей:

создание развернутой и подконтрольной общественности и муниципалитету сети досуговых, спортивных и творческих структур, ориентированных на массовый охват основной (т.е. неплатежеспособной) детско-подростковой аудитории;

найти средства для оснащения образовательных учреждений спорт инвентарем (лыжами, коньками, мячами и пр.), а также оборудовать места для переодевания мальчиков и девочек на уроки физкультуры, оборудовать школьные коридоры, дверные проемы или какие-либо уголки деревянными турниками; обеспечить варианты пространственной организации в учебной работе для детей с различными двигательно-моторными и неврологическими нарушениями и т. п.

пересмотреть учебные программы курса ОБЖ (или ОЗОЖ или экологии) с целью выделения и закрепления на каждом году обучения не менее 9 часов для работы по профилактике социально-деструктивного поведения (с предварительным обучением педагогов методам активного тренинга и обязательной психолого-педагогической экспертизой содержательных программ профилактической направленности);

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Преимущества использования игр в обучении письму в младших классах
Проблемы обучения письменной коммуникации вызывают все больший интерес среди методистов и учителей-практиков. Так, Н.К. Лапшова, рассматривая письмо «как методическую категорию», отмечает, что письмо «всегда было дискриминируемо в учебном процессе как вспомогательный вид речевой деятельности». По е ...

Инвариантные условия организации и содержание элективных курсов
При всех возможных вариантах организации курсов по выбору относительно инвариантными остаются следующие условия: курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор (один из одного – это не выбор); курсы должны помочь ученику оценить свой потенциал с точки зр ...

Сущность и характеристика детского коллектива
Слово «коллектив» происходит от латинского collido, что в переводе означает «объединяю», а латинское collektivus — собирательный. Таким образом, слово «коллектив» означает «собирательность», т. е. некоторая целостность, единство. Давая педагогическое определение коллектива, Н. К. Крупская отмечала, ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru