В результате затруднений при реализации социальной деятельности у ребенка формируется социальная рефлексия, осознание своих ограничений и дефицитов, и это формирует у ребенка заказ на дальнейшее развитие и образование.
При реализации проекта существенно меняется содержание деятельности ребенка.
Содержание деятельности ребенка в проекте:
Выбор конкретного проекта, над реализацией которого предстоит работать. В этом выборе задействуются следующие переменные: тема проекта; педагог, под руководством которого предстоит работать; товарищи по группе; собственная роль в группе.
Самостоятельная работа над проектом: изучение литературы, подбор и обработка материала, выполнение индивидуальных работ в рамках проекта.
Совместная работа в группе: распределение обязанностей, принятие совместного решения, управление и подчинение, разрешение конфликтов.
Необходимость решения реальных проблем школы и микрорайона побуждает ребят к созданию объединений, организаций, к информационно-просветительской работе, к пониманию и осознанию своих прав, возможностей и ограничений. Это становится источником для формирования правового пространства школы, и формирования правового сознания в целом.
Появляются принципиально новые формы общения - межличностное, групповое и межгрупповое, публичное, игровое, концертное (сценическое). Изменяется содержание и формы общения в системах "ребёнок - социальный взрослый", "ребёнок-ребёнок", "ребёнок-учитель": общение между ребенком и взрослым становится более симметричным, естественным, а не ролевым. У ребёнка существенно расширяется круг общения (в нем появляются ученики других классов, новые взрослые), меняется его содержание и мотивация. Общение начинает опосредоваться содержанием проектной деятельности.
В рамках предложенного тематического модуля ребята сами выделяют возможные конкретные подпроекты, позволяющие раскрыть замысел проекта (модуля). Причем само содержание этих подпроектов может быть достаточно близким - и тогда существует большое разнообразие деятельностей внутри подпроекта. В некоторых случаях, напротив, сами подпроекты существенно различаются между собой. Поэтому реально каждый ребенок имеет возможность выбирать по различным основаниям - содержание будущей деятельности, группу сверстников, на которых он ориентирован, или любимого учителя. Так происходит обучение выбору.
При этом реально ребенок участвует в нескольких видах процессов:
Осваивает определенное предметное содержание по одному или нескольким предметам учебной программы, относящимся к проекту;
Развивает у себя определенные предметные, общеучебные навыки, необходимые ему для выполнения задачи;
Участвуя в коллективно - распределительной, совместной деятельности развивает у себя различные навыки и способности;
Учится планировать и организовывать свою собственную деятельность.
Ребенок сам выбирает конкретную деятельность в рамках реализации проекта, свою социальную роль, группу, в которой ему предстоит работать. Вся работа в рамках реализации проекта направлена на получение конкретного продукта, смысл которого явлен ученику, и поэтому не требуется дополнительная учебная мотивация.
При этом для ученика целью становится не обучение, а получение продукта, а его обучение, развитие, приобретение новых способностей происходит как бы само собой, в процессе осуществления продуктивной деятельности.
Специфика реализации коммуникативно-направленного обучения английскому
языку в начальной школе
В средней школе при обучении английскому языку особенно на начальном эта обучения должно способствовать в большей степени развитию коммуникативной компетенции и созданию мотивации учащихся на дальнейшее изучение иностранноого языка. В современной методике преподавания английского языка широко предс ...
Функции проблемного обучения
По своему содержанию и по поставленным целям традиционное образование ориентировано, прежде всего, на усвоение учащимися знаний, умений и навыков. Кроме того, с гуманизацией всей социальной сферы в традиционном образовании стала декларироваться цель всестороннего и гармоничного развития каждого уче ...
Определение уровня развития представлений о форме предметов у детей
контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе эксперимента
Целью контрольного эксперимента явилось выявление динамики уровня развития представлений о форме предметов у детей. Для этого нами был проведен эксперимент, аналогичный тому, что проводился в начале исследования. Необходимо отметить, что эксперимент проводился с экспериментальной и контрольной груп ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.