Организация работы по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста

Педагогика » Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста » Организация работы по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Формирующий этап эксперимента - комплекс занятий в игровой форме по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста был осуществлен в экспериментальной группе. Целью данного этапа мы определили организацию работы по воспитанию культуры общения дошкольников.

Так как, играя, ребенок общается, поэтому мы выбрали ряд тем для проведения игр, способствующих воспитанию тех или иных форм общения старших дошкольников, что однозначно повышает уровень культуры общения этих детей.

Тема. Помехи в общении.

Занятие №1. Обратная связь в межличностном контакте.

Цель: научиться соотносить характер обратной связи с содержанием общения, эмоциями, чувствами.

Порядок работы.

Упражнение.

Ведущий предлагает:

а) поздороваться, изобразив на лице вежливость, насмешку, агрессивность, пренебрежение, участие, радость скорбь, лесть и т.п.

б) сказать фразу, изображая на лице те же состояния, добавив жесты и движения.

Обсуждение.

Достаточны ли ваши возможности для выражения своих чувств? Какие чувства, возникающие в контакте, мы часто пытаемся скрыть от партнера по общению?

В результате обсуждения проявляются причины несоответствия чувств подлинных (переживаемых) тем, что ребенок выражает в общении. Мы дали этому феномену название безличная коммуникация или коммуникация посредством масок. Обговорили "маски", соответствующие и не соответствующие ситуации в группе.

Занятие №2. "Маски" в общении.

Данная игра относится к разряду имитационных, которые являются не только средством подготовки к речевому общению, но и приемом, расширяющим возможности познавательной деятельности дошкольников.

Цели: осознание своих индивидуальных способов ухода от искреннего, открытого общения.

Порядок работы

Мы предложили испытуемым на выбор карточки, где заданы маски:

1) равнодушия;

2) прохладной вежливости;

3) высокомерной неприступности;

4) агрессивности ("попробуй не выполнить мое желание");

5) послушания или угодливости;

6) деланной доброжелательности или сочувствия;

7) простодушно-чудаковатой веселости;

(Поскольку в группе больше семи человек, то 2-я и 6-я карточки повторяются).

Дети демонстрировали свои "маски".

Вариант 1. Каждому нужно было вспомнить или придумать ситуацию, которая помогла бы изобразить маску и продемонстрировать ее всем.

Вариант 2. Каждый должен был выбрать себе партнеров и инсценировать без слов или со словами ситуацию, соответствующую маске, инсценирование заканчивалось "живой фотографией": маску нужно было удерживать на лице не меньше 30 секунд.

Мы предпочли второй вариант, поскольку он снижает тревожность и некоторую искусственность задания. После занятия мы предложили детям домашнее задание: рассказать, какими "масками" они чаще всего пользуются в жизни, и чем они помогают и чем мешают в общении.

На формирующем этапе нашего эксперимента мы провели также несколько ролевых игр, которые мы расцениваем как самую точную модель общения. Ведь она предполагает подражание действительности в ее наиболее существенных чертах. Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана, именно то, без чего, как известно, немыслимо общение.

С точки зрения Д.Б. Эльконина, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а общение становится ее частью и условием, "игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в обществе".

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Активизация познавательной деятельности младших школьников
Как мы уже отмечали выше, роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» - писал В.А. Сухомли ...

Образовательные программы
1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные). 2. Общео ...

Словарно-орфографическая работа в начальной школе
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Работа по обучению учащихся таким словам носит название словарной работы. В словарную работу входит изучение школьниками семантики данных слов, их правописания и в ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru