Дети, поступающие в специальные детские сады, как правило, не готовы к активному использованию осязания. Это происходит потому, что в семье не обращалось достаточного внимания на развитие их практического опыта, формирующегося в процессе познания ребенком окружающего мира. Вследствие этого, при ощупывании предметов, руки у детей бывают малоподвижны, пальцы судорожно сжаты, напряжены или напротив, очень вялы и расслаблены, руки у них часто потеют - все это препятствует полноценному развитию осязательного восприятия.
Кроме того, многие дети не владеют приемами обследования, т.е. при выполнении других предметно-практических действий; поэтому их надо специально научить и довести навыки осязательного восприятия до автоматизма.
В педагогической практике встречаются дети, руки которых не напряжены в знакомой и интересной для них деятельности (например, игра на гармонии). В других же случаях руки бывают скованными, что мешает им свободно ощупывать предлагаемые предметы и оперировать ими. Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии у ребенка больших резервных возможностей в развитии осязания, которое необходимо реализовать в дошкольном возрасте. Таких детей надо сначала заинтересовать каким-то одним видом деятельности, в процессе которой создать условия для подготовки их рук к выполнению разнообразных движений. Работа по развитию осязания требует значительного времени. Именно поэтому в воспитательные планы были введены часы, предназначенные для коррекции вторичных дефектов развития у детей, в частности, для развития кожно-двигательного анализатора. Задача тифлопедагога заключается в том, чтобы на коррекционных занятиях целенаправленно развивать у детей осязательную чувствительность и мелкую моторику рук. Такую работу не целесообразно проводить только в виде отдельных механических упражнений. Для развития сохранных органов чувств детей следует включать их в различные виды деятельности, которые они могли бы сознательно и с интересом выполнять. К таким видам деятельности относятся обследование знакомых и незнакомых предметов: изготовление аппликации, конструирования, лепка, участие в разнообразных дидактических играх, чтение рельефных рисунков, подготовка рук к письму, если необходимо, то к чтению по системе Брайля. Однако в начале каждого занятия дети под руководством тифлопедагога должны выполнять несколько упражнении, способствующих снятию моторной напряженности мышц рук и развивающих гибкость и подвижность пальцев.
Особенности организации, модели и принципы профильного обучения школьников
Организация профильного обучения обусловлена выбором модели профилизации. Основные модели определяет Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комби ...
Сущность и содержание понятия "коммуникативные навыки детей"
Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и ...
Основные проблемы и противоречия в организации профильной подготовки, эффективность
профильного обучения
Изучение опыта профильной подготовки, предшествующей высшему профессиональному образованию в системе непрерывного образования развитых стран мира, а также опыта становления и развития региональной системы профильной подготовки в Краснодарском крае в условиях развития рыночной экономики, позволило в ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.