Приёмы тактильного обследования предметов окружающего мира

Страница 2

Дети, поступающие в специальные детские сады, как правило, не готовы к активному использованию осязания. Это происходит потому, что в семье не обращалось достаточного внимания на развитие их практического опыта, формирующегося в процессе познания ребенком окружающего мира. Вследствие этого, при ощупывании предметов, руки у детей бывают малоподвижны, пальцы судорожно сжаты, напряжены или напротив, очень вялы и расслаблены, руки у них часто потеют - все это препятствует полноценному развитию осязательного восприятия.

Кроме того, многие дети не владеют приемами обследования, т.е. при выполнении других предметно-практических действий; поэтому их надо специально научить и довести навыки осязательного восприятия до автоматизма.

В педагогической практике встречаются дети, руки которых не напряжены в знакомой и интересной для них деятельности (например, игра на гармонии). В других же случаях руки бывают скованными, что мешает им свободно ощупывать предлагаемые предметы и оперировать ими. Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии у ребенка больших резервных возможностей в развитии осязания, которое необходимо реализовать в дошкольном возрасте. Таких детей надо сначала заинтересовать каким-то одним видом деятельности, в процессе которой создать условия для подготовки их рук к выполнению разнообразных движений. Работа по развитию осязания требует значительного времени. Именно поэтому в воспитательные планы были введены часы, предназначенные для коррекции вторичных дефектов развития у детей, в частности, для развития кожно-двигательного анализатора. Задача тифлопедагога заключается в том, чтобы на коррекционных занятиях целенаправленно развивать у детей осязательную чувствительность и мелкую моторику рук. Такую работу не целесообразно проводить только в виде отдельных механических упражнений. Для развития сохранных органов чувств детей следует включать их в различные виды деятельности, которые они могли бы сознательно и с интересом выполнять. К таким видам деятельности относятся обследование знакомых и незнакомых предметов: изготовление аппликации, конструирования, лепка, участие в разнообразных дидактических играх, чтение рельефных рисунков, подготовка рук к письму, если необходимо, то к чтению по системе Брайля. Однако в начале каждого занятия дети под руководством тифлопедагога должны выполнять несколько упражнении, способствующих снятию моторной напряженности мышц рук и развивающих гибкость и подвижность пальцев.

Страницы: 1 2 

Смотрите также:

Словарно-орфографическая работа в начальной школе
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Работа по обучению учащихся таким словам носит название словарной работы. В словарную работу входит изучение школьниками семантики данных слов, их правописания и в ...

Развитие механизма гейткипинга в системе клубов по месту жительства. Междисциплинарное ведение случая
Одной из целей государственной политики в Российской Федерации является содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества. В России в настоящий ...

Меры дошкольного учреждения, направленные на организацию продуктивного детского досуга
Миссия детского сада – обеспечение единства физического, интеллектуального и личностного развития детей в педагогическом процессе. Практическое исследование с целью поиска эффективных форм и методов досуговой деятельности в дошкольном учреждении осуществлялось на базе ГУ «Миницентра… Основными мето ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru