Лингвистические основы проблемы

Речь является особой формой общения людей, которое осуществляется посредством употребления разнообразных языковых средств.

Языковые средства - словарный запас, звуковой состав слов, грамматическая система, структура предложений - усваивается с самого раннего детства.

Основной задачей речевого развития в раннем возрасте является развитие словаря.

В.И. Логинова отмечает, что развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. Словами называются конкретные предметы, отвлеченные понятия, выражаются чувства и отношения.

Лингвисты выделяют также обязательные свойства слова, как фонетическая выраженность, грамматическое оформление, семантическая валентность, то есть наличие значения и способность слова сочетаться с другими словами. Отсюда вытекает важный методический вывод о необходимости овладения словом в единстве его лексического, грамматического значений и языковой формы на основе активного использования в речи.

Следует различать значение и смысл слова. Смысл - это содержание слова в речи, в определенном контексте. Слово в речи может приобретать различные смысловые и эмоционально-экспрессивные оттенки в зависимости от своего сочетания с другими.

Ребенок только тогда может освоить значение слова, когда оно будет употребляться в словосочетаниях, предложениях, связанном в высказывании.

Поэтому, формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связанной речи детей.

Для выяснения сущности словарной работы в детском саду В.А. Звегинцев подчеркнул, что значение слова можно определить на основе установления трех сторон:

1. Соотнесение слова с предметом.

2. Связи слова с определенным понятием.

3. Соотношение слова с другими лексическими единицами внутри лексической системы языка.

Усвоить значение слова - значит овладеть всеми его сторонами.

А.Н. Леонтьев отмечает, что овладение словарем является важным условием умственного развития ребенка.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

М.Р. Львов отмечает, что у ребенка начинающего говорить, удается зафиксировать только активный словарь, хотя можно предположить, что у него даже в начале второго года жизни уже есть понимаемые, но еще ни разу не употребляемые им самим слова.

В развитии словаря можно выделить количественную и качественную стороны.

Количественная сторона - процесс накопления слов.

Качественная характеристика - постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результатам познания

По словам Л.С. Выготского: «Качественное развитие - развитие значений слов, представляющее «грандиозную сложность».

Наиболее удачное объяснение смысловой природы детских слов дал Л.А. Потебни, который считал, что значение первых слов у детей есть не действие, не предмет, а чувственный образ. Первые слова очень своеобразны. Эти первые слова, в сущности, еще не являются словами. Настоящее слово рождается как обозначение предмета и связано непосредственно с жестом, который указывает на предмет.

По данным М.М. Кольцовой: «Слово сначала выступает для ребенка лишь как компонент сложного воздействия взрослого, как компонент целой ситуации, которая включает и жесты, и интонацию, и обстановку, в которой это слово сказано»".

М.М. Кольцова выделила ряд ступеней, через которые проходит слово, прежде чем стать интегрирующим сигналом:

1. Первая степень обобщения - слово замещает чувственный образ только одного предмета (кукла - только вот эта кукла).

2. Вторая степень обобщения - слово замещает чувственный образ ряда однообразных предметов. Значение слова здесь шире.

3. Третья степень обобщения - слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение (игрушки, посуда). Сигнальное значение такого слова очень широко, но вместе с тем значительно удалено от конкретных образов предметов.

4. Четвертая степень обобщения - слово достигает высшей стадии интеграции. В слове как бы дан итог предыдущих уровней общения. Для того чтобы ребенок овладевал словарным запасом в процессе использования игрушки необходимо изучит психологическую основу данной проблемы.

Смотрите также:

Сведения из истории развития методов обучения текстовым задачам
Первоначально обучение математике велось через обучение решению практических задач. Ученики, подражая учителю, решали задачи на определенное «правило». При этом учащиеся не могли сознательно усваивать тот или иной способ действия. По мнению старинных авторов, «понимать-то едва ли нужно было…» «Это ...

Современные приёмы и методы запоминания
В настоящее время разработано множество приёмов и методов запоминания информации. Так, Д. Лапп предлагает следующие способы запоминания и воспроизведения информации: 1. Осознание. Следует сознательно вовлекать как можно больше чувств в процесс запоминания информации. При задержании мысленного взора ...

Методическое сопровождение дистанционного урока
При разработке дистанционного урока следует принимать во внимание изолированность учеников. Учебные материалы должны сопровождаться необходимыми пояснениями и инструкциями. Должна быть предусмотрена консультационная зона, которая позволит ученикам задавать вопросы. Учебные средства дистанционного у ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru