Другим видом деятельности, способствующим развитию осязания, является занятие аппликацией. Его можно начать с обследования геометрических фигур, из которых составляются различные орнаменты и композиции. Поначалу разнообразие фигур ,которыми оперируют учащиеся, должно быть минимальным.
Аппликации выполняются на фланелеграфе, которым может служить лист картона, обшитый фланелью, или лист ворсистой бархатной бумаги.
Для самостоятельного выполнения детьми аппликаций важно научить их ориентироваться на фланелеграфе, т.е. легко находить его середину, левую и правую стороны, нижний и верхний края, углы (правый верхний, правый нижний и т.д.) научить показывать направления слева направо сверху вниз. Затем по заданию тифлопедагога дети упражняются в выкладывании гео-метрических фигур в указанные участки фланелеграфа. Например, слева на фланелеграфе положите гладкие треугольники, квадрат и круг-справа положите такие же фигуры, "но шероховатые". Далее можно перейти к построению из двух геометрических фигур отдельных объектов.
В качестве примера приведем фрагмент занятия. "Найди гладкий треугольник и приставьте его к квадрату сверху. Что получилось? (домик). Повторите из геометрических фигур построить домик (из квадрата и треугольника). А теперь сложите самостоятельно такой же домик, но из шероховатых фигур в правой стороне фланелеграфа". Аналогичным образом можно научить детей составлять из двух кругов неваляшку, из двух больших кругов и одного маленького – снеговика, из 2-х, а затем из трех треугольников – елочку, из счетных палочек - забор и т.п. В альбоме рельефных рисунков можно показать детям такие же конструкции.
На следующем этапе отдельные объекты объединяются в композиции. Например, домик с забором и рядом елочка. Эти занятия полезно чередовать с упражнениями по выкладыванию из геометрических фигур узоров и орнаментов. Детям надо объяснить, что орнамент-это узор, украшающий края ковра, тканей, панелей, домов и состоящий из повторений одинаковых деталей.
Другим видом практической деятельности учащихся, направленной на совершенствование координации движений и развитие осязания, является работа с мозаикой. Занятия с мозаикой надо начинать не с конструирования (выкладывания фигур), а с общего ознакомления с назначением и приемами работы с ее деталями. Ребенку объяснить и показать, что рабочее поле (плотно с дырочками) располагается слева от него, а коробочка с фишками - справа.
Затем важно научить детей на ощупь и с помощью остаточного зрения находить нужную деталь (фишку) и вставлять ее в отверстие. При этом указательный палец левой руки находит свободное отверстие на рабочем поле мозаики, а пальцы правой руки берут из коробки фишку и вставляют ее в дырочку, которая находится под указательным пальцем левой руки. Чтобы фишку можно было вставить в отверстие, ее следует держать за "шляпу''.
До выкладывания определенных фигур надо потренировать ребенка в заполнении фишками всего рабочего поля мозаики. Сначала оно заполняется без определенного порядка, а затем следует перейти к выкладыванию прямых линий, вставляя фишки рядами слева направо и продвигаясь при этом сверху вниз.
Игра "Мозаика" выпускался промышленностью с различными формами фишек; квадратными, треугольными, круглыми, полукруглыми, грибовидными и др. Для развития осязания надо пользоваться всеми видами мозаики, так как каждая форма применяется для определенных целей. Так круглыми фишками удобнее выкладывать цветы, квадратными - предметы мебели, ковры лодочки и т.д.
Научить детей выкладывать прямые линии, можно перейти к изображению с их помощью предметов. Например, выложить лодочку с парусом. При этом лодочку лучше составить из фишек красного цвета, парус - белого цвета, море - голубого, а флажок – красного. Для слабо видящих детей фишки определенного цвета надо класть в различные ячейки и объяснить, какой объект каким цветом изображается.
При переходе к составлению мозаичных композиций сначала педагог выкладывает образец орнамента (рамочку, грибок, солнышко, домик, цветок и т.п.) затем знакомит с ними ребенка и дает ему указания к работе по данному образцу.
Различные варианты мозаичных композиций, а также применение мозаик с мелкими и крупными деталями позволяют подходить к детям дифференцированно и каждому давать посильные задания.
Выкладывания фигур из деталей мозаик способствует освоению детьми движений сгибания кисти правой руки, а отыскивание отверстий левой руки, подготавливает детей к умению контролировать движения правой руки. Все это очень важно для подготовки руки к письму. Чтобы приучить детей с неполноценным зрением работать с мозаикой не пользуясь дефектным зрением, можно использовать игру "жмурки". Когда ребенок освоит все приемы, тогда можно подключать зрение. Этот принцип необходимо использовать в любых методиках по развитию осязания у детей с дефектами зрения.
Яркая окраска фишек у детей с дефектным остаточным зрением вызывает положительные эмоции и содействует развитию у них цветоразличению.
Технология и приемы развития критического мышления учащихся
В предыдущем параграфе нами были рассмотрены разнообразные определения понятия критического мышления и его характеристики. Для педагога же не менее важным является знание не только различных подходов к пониманию критического мышления, но и знание, а еще лучше владение технологией развития критическ ...
Жан-Жак Руссо
В когорте деятелей французского Просвещения выделяется фигура Жан-Жака Руссо (1712-1778 гг.). В основе педагогических идей лежит его дуалистическое, сенсуалистическое мировоззрение мыслителя. Отвергая вероисповедальные религии, философ предполагал наличие некой внешней силы – творца всего сущего. Ж ...
Педагогический процесс
Педагогический процесс - это процесс трудовой, он, как и любом другом трудовом процессе, осуществляется для достижения общественно значимых целей. Специфика педагогического процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников трудовог ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.