Виды предметно-практической деятельности, способствующие развитию тактильной чувствительности

Педагогика » Процесс формирования навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности у слабовидящих дошкольников » Виды предметно-практической деятельности, способствующие развитию тактильной чувствительности

Страница 3

Когда дети овладевают приемами лепки основных деталей (палочек, "колбасок", колечков, шариков) можно переходить к выполнению различных поделок.

В качестве приема приведем фрагмент занятия, на котором дети обучались составлению узоров из пластилина на куске картона. “Сейчас мы будем учиться составлять орнамент из колечек, палочек и шариков. Я вам раздам образцы. Вы должны их внимательно обследовать, рассмотреть и рассказать, какие детали повторяются в вашем орнаменте (колечко и палочка, колечко и шарик). Теперь слепите нужное количество деталей. Сначала лепим палочки. Концы палочек соединяем, чтобы получить колечки. Теперь сделайте шарики. Придвиньте к себе полоску плотной бумаги, на которой будете выкладывать свой узор. Кому трудно, поднимите руку, я пойду, помогу''. Некоторые дети могут сделать несколько вариантов узоров. Детям с дефектным и остаточным зрением нужно оказать помощь в подборе цвета пластилина, что очень важно при создании орнаментов. Слепым детям следует называть цвета, что необходимо для формирования правильных понятий о цвете как о характерном признаке определенных предметов. Если ребенку приходится работать с пластилином разного цвета, то ему нужно указать место – положения каждого из них: «Слева от меня лежит кусок пластилина оранжевого цвета. Из него будешь лепить морковь. Справа от тебя лежит пластилин зеленого цвета. Из него слепишь ботву для моркови".

Из основных деталей, изготовление которых освоено детьми, можно переходить к лепке других предметов. Лепку предметов из пластилина целесообразно начинать с объемного изображения овощей. В начале занятия детям надо дать обследовать натуральные овощи и муляжи овощей. После этого тифлопедагог знакомит их с приемами лепки. Например, он объясняет и показывает, как из толстой колбаски можно сделать огурец и морковь, из шарика - редиску, свеклу, репку, из пучка тоненьких палочек - ботву моркови, редиски.

По мере приобретения детьми навыков лепки задания усложняются, от лепки отдельных предметов переходят к различным композициям. Например, предлагается слепить корзину и сложить в нее овощи (фрукты), которые были вылеплены на предыдущем занятии. Из "колбасок" разной величины можно слепить елку. При этом для ствола можно брать "колбаску" потолще, для веток - потоньше, и совсем тонкие - для иголок. К горошинам - шарикам прикрепляются ниточки, и этими шариками украшается елка. При выполнении таких действий следует учить ребенка регулировать силу давления пальцев. "Колбаска" - ствол с силой прижимается к площадке, на которой будет стоять елка. Ветки прикрепляются к стволу более легкими движениями при меньшей затрате сил, а иголки надо прикреплять к елке осторожными движениями. Еще более осторожными должны быть движения при украшении елки шариками.

На уроках коррекции в воспитательных целях полезно готовить с детьми подарки к праздникам. Например, к празднику 8 Марта можно составить следующую композицию: к листу бумаги прикрепляется цифра 8, слепленная из пластилиновой колбаски, а рядом помещается мимоза. Процесс изготовления мимоз идентичен процессу лепки елки. Вылепляется зеленая игольчатая веточка, а к ней прижимаются желтые шарики. Такие упражнения в лепке снимают напряжение рук. Она представляет собой комбинированный вид деятельности, сочетающий в себе работу с контурным рисунком и пластилином. К занятиям аппликационной лепкой можно приступать с детьми после того, как они овладеют приемами обследования и лепки предметов, а также восприятия рельефных рисунков. Аппликационная лепка первоначально выполняется по принципу раскрашивания готового рисунка, только вместо цветных карандашей используется пластилин, которым заполняется изображение предмета до линии его рельефного контура. Пластилин накладывается равномерным слоем,

Первые занятия проводятся по следующему плану:

- преподаватель сообщает цель занятия,

- детям раздаются контурные рельефные изображения предметов.

- рисунки обследуются и анализируются (под руководством педагога),

выясняется количество, форма и цвет необходимых для выполнения аппликации деталей - дети лепят из пластилина детали-заготовки, накладывают каждую из них на соответствующую часть рисунка и размазывают пластилин движениями пальцев от центра к контуру рисунка.

В качестве примера опишем фрагмент занятия, на котором дети занимались аппликационной лепкой овощей. Во вступительной беседе дети назвали овощи, которые лепили на предыдущих занятиях, вспомнили их форму, цвет, перечислили основные детали-заготовки ( Огурец и морковь мы лепили из толстых "колбасок", а репку - из "шарика"). После этого преподаватель раздал контурные рисунки овощей.

При их обследовании дети установили, что огурец изображен в виде овала с хвостиком - стебельком на одном конце, репка похожа на слегка вытянутый круг с хвостиком внизу и пучком ботвы сверху и т.п.

Затем под контролем педагога дети подобрали пластилин в соответствии с цветом натуральных овощей, слепили детали-заготовки (зеленая "колбаска" - для редиса и т.д.). Каждую деталь наложили на середину соответствующего рисунка, потом указательным и средним пальцами размазали пластилин до линии контура изображенного предмета.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Необходимость введения и модель предпрофильной подготовки
В предыдущей главе мы определили, что ребенок не готов совершить самоопределение относительно профиля обучения при переходе в старшую школу, поскольку у него не сформирована психологическая готовность к выбору в силу отсутствия тех умений и качеств, которые для этого нужны, а также нет опыта ответс ...

Взаимодействие педагогов дополнительного образования с родителями и общеобразовательной школой
В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием во ...

Характеристика модели социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности
Как было заявлено во введении, гипотезой исследования в нашей работе является предположение о том, что целенаправленная организация досуговой деятельности будет способствовать целостному развитию детей и подростков, их успешной социализации, раскрытию индивидуализации и творческого потенциала. Для ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru