Виды предметно-практической деятельности, способствующие развитию тактильной чувствительности

Педагогика » Процесс формирования навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности у слабовидящих дошкольников » Виды предметно-практической деятельности, способствующие развитию тактильной чувствительности

Страница 2

От мозаик следует перейти к составлению различных объектов из деталей конструкторов. Упражнения в конструировании также способствуют развитию осязания, укреплению мышц рук, подвижности пальцев.

На первом занятии проводится с детьми беседа о назначении конструкторов и обследовании их деталей (кирпичиков). Одновременно обращается внимание на шипы, предназначенные для скрепления деталей.

Овладение приемами работы с конструктором следует начинать с построения башен, лестниц, стен. Например, для построения башни на прямоугольной площадке с шипами (деталь из конструктора), служащей основанием для поделок, крепятся один за другим несколько кирпичиков. Более усложненным вариантом конструкции башенки является башенка с выступами. Для этого к подставке крепятся последовательно и поочередно маленькие и большие кирпичики.

Затем детей можно научить собирать сплошные стены, а от них перейти к объяснению и показу способов построения лестниц. Для этого к площадке крепится один кирпичик вплотную к нему на площадке ставятся два кирпичика (один накладывался на другой), затем к ним пристраивается башенка из трех кирпичей и т. д. Другой способ. Строится высокая стена, к ней последовательно присоединяются другие стенки, каждая из которых ниже предыдущей на один кирпичик.

На последующих занятиях с использованием конструктора нужно научить детей строить дома с окнами. Во время небольшой беседы о домах вокруг нас, школах, кинотеатрах внимание детей обращается на то, что все - здания имеют такие общие детали как их окна, двери, крышу. Поэтому при строительстве дома уже в первом ряду одной из стен делается проем (пропуск), означающий дверь для входа в здание. Сразу же детям объясняется, как закрепляются кирпичи для второго ряда. Место соединения двух кирпичиков (шов) хорошо различимо на ощупь. Тифлопедагог разъясняет, как важно для прочности постройки соединять кирпичики последующего (верхнего) ряда так, чтобы швы соседних рядов (например, первого и второго) не совмещались. Это возможно за счет использования для кладки стены кирпичиков равных размеров.

В третьем ряду предусматриваются проемы для окон. Здесь следует помочь учащимся рассчитать, сколько окон и на какой стене должно быть на строящемся доме.

После пятого ряда кладки кирпичей над окнами делаются перекрытия, а затем укрепляется крыша.

Развитие мелкой моторики рук в сочетании с конкретизацией представлений об окружающем эффективно осуществляется на коррекционных занятиях в процессе конструирования мебели. Практическую работу нужно предварять верительной беседой, во время которой детям объясняется, что из деталей пластмассового конструктора можно собирать различные предметы игрушечной мебели. При этом дать им для тщательного обследования готовые образцы мебели (шкаф, стол, СТУЛ, диван, кровать, кресло).

Чтобы собрать шкаф, надо соединить восемь длинных кирпичиков, закрепив их сверху площадкой соответствующих размеров. Для построения стола используются четыре маленьких кирпичика (ножки) и две площадки для их скрепления. При изготовлении кроватей диванов кресел основными деталями являются узкие длинные кирпичики и маленькие кирпичики с двумя шипами (подлокотниками).

После того как дети научатся собирать отдельные предметы, можно переходить к составлению различных композиций. Например, домик и мостик к нему, набор мебели для квартиры и т.п. В такие композиции полезно включать игрушки (елочки, машины, куклы).

Для того чтобы конструируемые изделия были прочными и не рассыпались надо научить ребенка плотно подгонять детали друг к другу. Важным моментом здесь является умение подобрать детали, но размерам, для чего необходимо сравнивать их путем обследования, наложения и приложения. В процессе конструирования у детей вырабатываются умения осторожно прикладывать и скреплять детали, ставить их, не ломая постройки, стоящие рядом.

В течение одного занятия для детей утомительно собрать и составить

целостную композицию. Поэтому целесообразно поручать им выполнять отдельные участки задуманной композиции, a затем ее уже составлять. Например, дети конструируют различные предметы мебели, а затем составляют композиции (жилая комната, кухня, гараж, игровая площадка).

Такая форма работы позволяет тифлопедагогу учитывать индивидуальные возможности детей, приучая их к коллективному труду, нацеленному на конечный результат, и не допускать перегрузки.

Показателем адекватности образа предмета, воспринятого с помощью осязания, может служить как рассказ ребенка о признаках этого предмета, так и воспроизведение его в лепке или рельефном рисовании. В процессе этой же деятельности развивается мелкая моторика рук, повышается осязательная чувствительность. В частности, разминание пластилина способствует развитию подвижности пальцев и укреплению мышц, кистей рук. Занятия лепкой требуют от детей определенных физических сил, затрачиваемых на разминание, сплющивание и раскатывание пластины. Поэтому до перехода к лепке детям полезно выполнять силовые упражнения с резиновым кольцом. Педагог должен показать, как следует взять кольцо в руку, чтобы в работе участвовали все пальцы. На счет "раз" кольцо сжимается, на "два'' - разжимается. Поначалу упражнение повторяется 5-6 раз в медленном темпе. На последующих занятиях количество движении для каждой руки увеличивается до десяти. Темп выполнения упражнения также увеличивается. Занятия лепкой в часы коррекции нужно начинать с лепки палочек . При этом кусочек пластилина дети должны катать не на столе, а между ладонями. От лепки палочек переходят к лепке "колбасок", которые также раскатывают между ладонями. Далее дети овладевают умением соединять концы "колбасок'", образуя таким образом колечки. Затем их следует научить отщипывать от "колбаски" кусочки пластилина и лепить из них шарики.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Роль и значение подвижных игр. Подвижные игры как средства развития двигательных качеств
Подвижная игра – одна из важнейших средств всестороннего развития детей младшего школьного возраста. Характерная ее возможность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое ...

Решение задач с помощью составления уравнений в теме «Уравнения»
Регулярное применение алгебраического метода решения текстовых задач начинается с 7 класса. К этому момента часть учащихся уже достигнет на достаточно хорошем уровне умения решать методом составления уравнения несложные текстовые задачи. В 6 классе в связи с появлением новых видов уравнений и метод ...

Психологические особенности школьников на среднем этапе обучения
Как уже отмечалось, между учащимися младшего подросткового возраста (10—11лет) и подростками (12—15 лет) много общего, но имеются и существенные различия, начиная с 7-го класса у них проявляется стремление к самостоятельности, самоутверждению, негативное отношение к прямым требованиям, принуждению. ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru