На следующем этапе аппликационная лепка выполняется по принципу рисования и раскрашивания, т.е. заготовка размазывается не в пределах контура готового рисунка, а пластилину в процессе работы придается необходимая конфигурация. Опорой для такого изображения служит восприятие образа рельефного рисунка пли представления детей об изображаемом объекте.
Рассмотрим, как можно выполнить аппликационный рисунок "веточка вишни". Сначала обследуется и детально разбирается рельефный рисунок веточки вишни: " Большая ветка. От нее отходит ветка потоньше, на которой на маленьких череночках расположены два листочка. Ниже имеются три тонких стебелька, на которых висят вишенки."
Затем дети делают заготовки, а преподаватель контролирует их работу: следит за тем, чтобы дети брали пластилин нужного цвета и небольшими кусочками детали тонкие веточки (палочки) только пальцами, лепили для листочков только маленькие шарики, а для вишенок по больше.
Изготовление веточки вишни из пластилина методом аппликаций начинается с выбора на картоне места расположения большой ветки, ее наложения и прикрепления. Затем детей надо вернуть к рисунку, чтобы уточнить расположение тонкой ветки с листочками. Для изготовления листочков размазывают с легким нажимом шарик пластилина указательным пальцем. Листочкам надо придать округло-овальную форму. Далее к тонкой ветке крепятся снизу три тонких черена, но так, чтобы они расходились в разные стороны. К концу каждой веточки прикрепляются шарики-вишенки, которые легким нажимом пальцев сплющивают для придания ягодам вида, соответствующего рисунку
Подготовка руки к письму способствует также обводка трафаретов геометрических фигур. При этом ребенок левой рукой удерживает трафарет в неподвижном положении, а карандашом в правой руке обводит фигуру по контуру. Наиболее богатые возможности для - этого имеются у педагога при изучении программного материала по изобразительному искусству и трудовому обучению. Так, программой по изобразительному искусству предусматривается складывание различных геометрических фигур из палочек по образцу и по рельефному рисунку. Обследование групп предметов, сравнивание их форм и величин, положений в пространстве; соотнесение предметов с рельефными изображениями, чтение несложных натюрмортов (например, яблоко и груша в разных положениях, морковь и репа) и т.д. В соответствии с программой по трудовому обучению изучаются свойства пластилина, приемы лепки: вдавливание, расплющивание, раскатывание на ладонях и на подставке, выполняются практические работы: упражнения в лепке счетных палочек, овощей и фруктов разной величины и формы и т.д.
Хотя в программах по другим учебным предметам развития осязания специально не выделяется, но тем не менее, в различных видах деятельности, предусмотренных содержанием обучения по этим предметам, можно совершенствовать осязание.
Понятие «текстовая задача»
Что такое задача? Решению текстовых задач уделяется огромное внимание. Связано это с тем, что такие задачи часто являются не только средством формирования многих математических понятий, но и главное – средством формирования умений строить математические модели реальных явлений, а также средством ра ...
Каково соотношение между активизацией познавательной деятельности учащихся и
проблемным обучением
Некоторые педагоги отождествляют эти два понятия, предлагая ликвидировать и сам термин «проблемное обучение». Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен а ...
Сущность, этапы и механизмы процесса социализации
Понятие «социализация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.