Формирование текстовых умений учащихся начальных классов на уроках русского языка осуществляется при помощи таких видов работ по развитию речи как сочинение и изложение.
В предыдущем параграфе мы привели конспект урока направляющего изложения учителя начальных классов Негорожиной Н. А. Вот что она пишет об этом методе организации работы над изложением. Реставрация мини-экскаватор Landformer ремонт мини экскаватора колесный Landformer.
При подготовке к уроку по развитию речи, где использована стратегия “Направляемое изложение” необходимо проводить большую подготовительную работу учителю (подобрать текст, разбить его на смысловые части, подобрать к каждой части вопросы). Но надо помнить, что не всегда подготовленные вопросы будут использованы, возможно, что ход урока определят сами ученики, учителю надо быть готовым к импровизации.
Перед тем, как начать такой урок, необходимо вспомнить правила работы в группах.
В ходе работы ребята внимательно слушают текст, ожидая подтверждения своих версий. Прочитав до первой остановки, задаю вопросы. В дальнейшем беседа проводится по схеме: вопрос учителя – обсуждение в парах – запись в черновике – обсуждение в группе.
Учитель не должен выписывать на доске какое-либо из условных названий абзаца, потому что в таком случае учащиеся будут считать план на доске образцом.
После первичного обсуждения дети знакомятся с ним самостоятельно. Ученики переписывают планы начисто (каждый – свой вариант, внося в него коррективы, если необходимо).
Закончить изложение Негорожина Н. А. рекомендует письменным рассуждением. В данном случае “Почему Марфа радовалась появлению молодой яблони?” Опираясь на записи в черновике, ученики пишут изложение с элементами сочинения.
Используемая стратегия Ровена Вагнера “Пирамидная история” помогает сделать процесс письма интересным занятием.
Предлагаемая стратегия имеет три этапа:
Коллективное заполнение пирамиды.
Индивидуальное выражение учащимися своих идей.
Коллективное обсуждение написанного текста.
До начала работы готовится схема пирамиды. Далее учитель поясняет, что сегодня ученики будут настоящими писателями, авторами своих собственных историй. А для того, чтобы написать такую историю, им нужно будет сообща заполнить предложенную на доске схему.
После заполнения таблицы ученикам предлагается сочинить историю или воспроизвести текст по ключевым словам. В процессе создания текста ученики могут менять формы слов, образовывать новые части речи. Главное – придерживаться основных значений слов. Ученики сочиняют в течение 10-15 минут (устно или делают краткие записи), а затем готовят презентацию своего рассказа. После презентации вместе анализируют тексты.
Данная методика помогает преодолеть ряд трудностей, которые возникают в процессе уроков развития речи. Во-первых, каждый ученик оказывается задействованным в работе: для одного эта пирамида – опора, для другого – возможность выразить все свои мысли, не затрачивая время на установление фактов. Во-вторых, все будут мыслить в меру своих возможностей: кто-то напишет красочный рассказ с элементами сочинения, а кто-то всего несколько предложений, но и те и другие стараются выразить свое отношение к проблеме.
В. П. Лозовская считает, что работа над связной речью учащихся –наиболее сложная сторона речевого развития. А чтобы развить связную речь необходимо развивать текстовые умения младших школьников, обучать их грамотному составлению текста на определенную тему. Она считает, что Картина может служить одним из эффективных средств развития речи учащихся и формирования у них коммуникативно_речевых умений. Она активизирует мысль детей, развивает внимание и наблюдательность, обогащает их знания об окружающей действительности, помогает развитию мышления, воображения, эстетического вкуса. Одну и ту же картину В. П Лозовская предлагает использовать для написания сочинений во всех
Педагогические основы в обучении решения задач
В обучении математике роль задач определяется, с одной стороны, тем, что конечные цели этого обучения сводятся к овладению учащихся методами решения определенной системы математических задач. С другой стороны, она определяется и тем, что полноценное достижение целей обучения возможно лишь с помощью ...
Три основных типа дефекта
Всякий дефект следует рассматривать с точки зрения его отношения к центральной нервной системе и психическому аппарату ребенка. В деятельности нервной системы различают три отдельных аппарата, выполняющих различные функции: воспринимающий аппарат (связанный с органами чувств), ответный, или рабочий ...
Инновационные подходы к организации обучения
В данном параграфе мы должны выяснить, какие существуют инновационные подходы к организации обучения и какова их сущность, познакомимся с современными инновационными технологиями, применяемыми в профессиональных учебных заведениях. Наиболее важные элементы образования пришли к нам из седой древност ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.