Организация работы по формированию текстовых умений учащихся 4-го класса

Педагогика » Формирование текстовых умений на уроках русского языка в 4 классе » Организация работы по формированию текстовых умений учащихся 4-го класса

Страница 5

Текст начинается со слова “однажды”. Такое начало характерно для повествовательного типа речи. Слова “однажды”, “как-то раз”, “когда-то”, “некогда” удобны, чтобы начать сообщение о каком-либо случае, событии, происшествии. Выбор автором такого начала вполне закономерен, потому что он пишет рассказ, то есть литературно-художественное повествование.

В первом предложении он указывает, при каких обстоятельствах и с кем произошло событие, о котором будет рассказано. На слова “странное (ощущение)”, “оглох (во сне)” падает логическое ударение. Эти слова автор использовал для того, чтобы подготовить нас к рассказу о переходе осени в зиму, о первом снеге.

Какие слова в первом абзаце употреблены в переносном значении? Что достигается употреблением этих слов в переносном значении?

Что нарушает эту тишину?

Это дополнение про кота неслучайно. Затихла природа не только за окном, тишина и в доме. Это посапывание кота подчеркивает тишину. Все спит.

А почему же сад был “шумливый”, “беспокойный”?

Подберите синонимы к словам “шумливый”, “беспокойный”.

Объясните постановку запятых в первом абзаце.

Прочитаем второй абзац. Подумайте, почему свет в нем назван “белым” и “ровным”?

Как автор избегает повторения слова “окно”?

Обратите внимание, во втором абзаце автор опять говорит о тишине. Какое слово указывает на тишину?

Почему вокруг луны переливался желтоватый круг?

Луна желтоватая, но не желтая. Этот суффикс -оват- указывает на неполноту признака, луна слегка желтая.

“Стояла одинокая луна”. Почему автор говорит, что луна одинокая? В прямом или переносном значении дано это слово?

В третьем предложении второго абзаца между двумя простыми предложениями стоит тире. Этот знак как бы указывает на две противоположные стороны от окна: одна сторона- это комната, где стоит автор; другая, противоположная, - это снежный сад. Два контраста: дом и улица, тепло и холод. И везде тишина.

Прочитайте четвертую часть текста. Определите главную мысль.

И опять встречается слово “необыкновенно”, в первом абзаце уже встречалось подобное выражение “необыкновенная тишина”. Автор говорит нам: “Это необычное явление, оно редкое, не пропустите его”. А теперь послушайте: “ .за два коротких часа поля, леса, сады заворожила стужа”. Что значит “заворожила”? Подберите синонимы.

Как точно употребил автор слово “заворожила”, оно вбирает в себя значения всех перечисленных вами синонимов. В предложении “ .за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа” имеется повтор слов, который передает удивление, недоумение автора: “Как за два часа земля могла так измениться?”

Ребята, с чем сравнивает автор снег? Почему?

И опять упоминается о тишине: “Потом снова все стихло”. Обратите внимание, сколько много глаголов в четвертой и пятой частях текста: я увидел, птица села, ветка закачалась, посыпался снег, птица поднялась, полетела, снег сыпался, все стихло. Даже если мы употребим только подлежащее и сказуемое, все равно будет понятно, что произошло за окном. Но чего не хватает получившемуся тексту без второстепенных слов?

Прочитайте последний абзац. Мы его назвали “Первый снег очень к лицу земле”. Это слова Рувима. Почему автору нужно было, чтобы Рувим проснулся и сказал эти слова, а сам автор разве не мог бы этого сказать?

Что говорится о земле, почему она сравнивается с застенчивой невестой?

VII. Написание изложения.

Итак, с помощью данных конспектов мы наглядно показали, как можно использовать задания и упражнения на развитие текстовых умений учащихся 4-го класса в практике работы учителя начальных классов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Методика формирования представлений о форме предметов у дошкольников
Для реализации программных задач в качестве дидактического материала для детей 3-4 лет группе используются модели простейших плоских геометрических фигур (круг, квадрат) разного цвета и размера. Еще до проведения систематических занятий педагог организует игры детей со строительным материалом, набо ...

Необходимость введения и цели профильного обучения
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания “системы спе ...

Вступительное слово редактора
Первая часть книги называется «Вступительное слово редактора», в ней рассказывается о выдающейся личности Э. Дюбуа-Реймона. Ученый-универсал, он был известен далеко за пределами круга своих коллег по "основной" профессии (физиологии). Он был превосходным оратором, речи его растаскивали на ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru