Особенности реализации функции контроля в деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения

Педагогика » Реализация контрольно-диагностической функции руководителя ДОУ » Особенности реализации функции контроля в деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения

Страница 1

Контроль (фр. сontrole) 1. Наблюдение в целях надзора, проверки и выявления отклонений от заданной цели и их причины. 2. Функция управления, устанавливающая степень соответствия принятых решений фактическому состоянию дел. Такое определение даёт педагогический словарь.

На сегодняшний день существует несколько определений контроля:

управленческое действие, направленное на констатацию степени достижения целей, сравнение полученных результатов с ожидаемыми, определенными в планах. При этом, для того, чтобы выявить причины, обусловившие эти результаты, необходимо произвести другое управленческое действие – анализ, а затем в рамках регулирования и коррекции определить последующие шаги деятельности;

управленческое действие, в рамках которого выявляются и оцениваются результаты деятельности организации, анализируются причины, обусловившие их достижение, и определяются последующие корректирующие действия.

А.Ф. Пеленёв даёт такое определение: контроль – это проверка соответствия деятельности функциям субъекта, закономерностям функционирования и развития объекта, конкретным условиям и принятым решениям.

А.Н. Троян определяет контроль как функцию управления, констатирующую, измеряющую уровень отдельных параметров педпроцесса в сопоставлении с нормативными требованиями.

В научной литературе разные авторы, признавая, что контроль является одной из функций управления, существующей в тесной взаимосвязи и органическом взаимодействии с функциями планирования, организации, педагогического анализа, регулирования и коррекции, придают ей большое значение.

Рассматривая контроль как вид управленческой деятельности, Т.И. Шамова отмечает, что «контроль позволяет накопить данные о результатах педагогического процесса, зафиксировать наметившиеся отклонения от запланированных задач, выявить наличие передового опыта. Иными словами, контроль является основным источником информации для принятия управленческого решения».

Контроль предполагает выявление отклонений фактических результатов от намеченных целей.

М.М. Поташник и В.С. Лазарев утверждают, что благодаря контролю процесс управления приобретает очень важный компонент, без которого управленческая деятельность руководителя не имеет смысла – обратную связь. Контроль делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям.

П.И. Третьяков определяет контроль «как технологическую профессиональную услугу в различных его формах и методах (способах, средствах и взаимодействиях), обеспечивающих обратную связь и являющуюся важнейшим источником информации, необходимой для успешного функционирования системы управления в целом.

Проанализировав различные определения необходимо выделить основные главные задачи контроля:

определение критериев оценки контролируемых объектов;

выявление реальной ситуации в работе и её сопоставление с желаемой, запланированной;

анализ причин, обусловивших полученные результаты деятельности;

разработка и осуществление корректирующих процедур для дальнейшей деятельности.

В результате недооценки функции контроля, как, впрочем, и любой другой функции управления, а попросту говоря, безконтрольности снижается эффективность работы дошкольного образовательного учреждения.

Отмечая важность функции контроля, К.Ю.Белая пишет: «Именно контроль в различных его формах и методах обеспечивает…обратную связь управляющей и управляемой подсистем на любом уровне, помогает выявить недостатки в работе, установить их причины, а, значит, наметить пути их устранения с помощью коррекции и регулирования деятельности».

Хотелось бы отметить, что, как показывает практика, - контроль помогает выявить не только недостатки, но и положительные результаты. Например, ценный опыт педагогической и управленческой деятельности. Ведь, по сути, контроль – это постоянное сравнение того, что есть с тем, что должно быть.

Авторы исследований, посвящённых проблемам управления образовательным учреждением, отмечают важность функции контроля, реализация которой обеспечивает знание состояния дел в учреждении.

Контроль позволяет создать информационную базу для оценки работы педагогов и персонала, предусмотреть способы влияния на них с целью побуждения к более продуктивной профессиональной деятельности. Уже было отмечено выше, что особенностью контроля как функции управления является то, что он не может существовать самостоятельно, вне связи с другими функциями. Контроль невозможен без определения критерия, эталона, с которым можно сравнить то, что имеем в наличии.

Н.С. Сунцов вводит понятие «аналитический контроль», отмечая его очевидную взаимосвязь с педагогическим анализом. Необходимо подчеркнуть, что контроль, как функция управления, если руководитель ей владеет в совершенстве, стимулирует творчество и профессиональный рост сотрудников.

Исходя из всех приведённых определений, можно утверждать, что контроль в дошкольном учреждении – это система наблюдений и проверок соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам образовательной программы, программы развития, Устава дошкольного образовательного учреждения, общегосударственным установкам, планам и приказам вышестоящих органов образования.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Анализ эффективности методов воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
По окончании формирующего этапа в экспериментальной группе проведен контрольный этап эксперимента. Задача контрольного эксперимента – выявить влияние используемой коррекционной программы на эффективность воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. Центральный этап состоял из ...

Инновационные подходы к организации обучения
В данном параграфе мы должны выяснить, какие существуют инновационные подходы к организации обучения и какова их сущность, познакомимся с современными инновационными технологиями, применяемыми в профессиональных учебных заведениях. Наиболее важные элементы образования пришли к нам из седой древност ...

Анализ отечественного и зарубежного опыта в рассмотрении проблемы выбора учащимися форм продолжения образования
Широкий переход на профильное обучение в старших классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации с 2007 учебного года ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершить ответственный выбор, предварительно самоопределиться в отношении профилирующего направления собственной ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru