Основы работы с умственно отсталыми и физически дефективными детьми

Педагогика » Особенности воспитания умственно отсталых и физически дефективных детей » Основы работы с умственно отсталыми и физически дефективными детьми

Всякий дефект, т. е. какой-либо телесный недостаток, ставит организм перед задачей преодолеть этот дефект, восполнить недостаток, компенсировать ущерб, приносимый им. Таким образом, влияние дефекта всегда двойственно и противоречиво: с одной стороны, он ослабляет организм, подрывает его деятельность, является минусом; с другой — именно потому, что он затрудняет и нарушает деятельность организма, он служит стимулом к повышенному развитию других функций организма, он толкает, побуждает организм к усиленной деятельности, которая могла бы компенсировать недостаток, преодолеть затруднения. Это общий закон, одинаково приложимый к биологии и психологии организма: минус дефекта превращается в плюс компенсации, т. е. недостаток оказывается стимулом повышенного развития и деятельности. Различают два основных вида компенсации: прямую, или органическую, и непрямую, или психическую. Первая имеет место большей частью при повреждении или удалении одного из парных органов. Например, при удалении одной почки, одного легкого и т. д. другой оставшийся парный орган компенсаторно развивается и принимает функции больного органа. Там, где прямая компенсация невозможна, задачу берет на себя центральная нервная система и психический аппарат человека, создавая над больным или недостаточным органом защитную надстройку из высших функций, обеспечивающих его работу.

Смотрите также:

Вступительное слово редактора
Первая часть книги называется «Вступительное слово редактора», в ней рассказывается о выдающейся личности Э. Дюбуа-Реймона. Ученый-универсал, он был известен далеко за пределами круга своих коллег по "основной" профессии (физиологии). Он был превосходным оратором, речи его растаскивали на ...

Дидактические игры и упражнения, способствующие формированию навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности
Большие возможности для освоения навыков осязательного восприятия заключается в игре "Чудесный мешочек". Мешочек комплектуется различными небольшими предметами: катушкой, молоточком, кольцом, кубиком, шариком яйцом, матрешкой, пирамидкой маленькой куклой и т.д. В зависимости от дидактичес ...

Вопросы и примеры задач на закрепление понятия массы
Вопросы по изучению темы "Масса тела. Единицы массы " в 6 классе. 1. Предложите метод, который вам позволит оценить массу макового зернышка. В вашем распоряжении имеются весы с разновесами и пакетик маковых зерен. (Ответ: Необходимо отсчитать достаточное количество зерен, а затем с помощь ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru