Потеря зрения или ухудшение нормального зрения как мощного дистантного анализатора частично восполняется у слепых и слабовидящих взаимной деятельностью сохранных органов чувств: осязания, слуха, обоняния. При помощи слуха и обоняния различаются признаки знакомых предметов, воспринятых дистантно. Все же наиболее конкретную информацию о форме величине протяженности свойствах материала и других качествах предметов слабовидящий получает посредством осязания. Являясь контактным анализатором, осязание позволяет слабовидящему непосредственно воспринимать окружающие его предметы, вследствие чего происходит формирование предметно-пространственных представлений.
Как показали исследования И.М. Сеченова. Б.Г. Ананьева. Ю. А. Кулагина и других ученых, между чувственными образами одних и тех же предметов, получаемых с помощью зрения и осязания, нет принципиальных различий. "Только осязательное чувство развито у человека до степени органа, во многих отношениях сходного с органом зрения. Зрячий избалован зрением в деле познания формы, величины, положения и передвижения окружающих, его предметов. Поэтому он не развивает драгоценные способности руки давать ему те же самые показания, а слепой к этому вынужден. Его "чувствующая рука является действительно заместителем глаза".
Недостатком осязания является то, что оно не может передать всех свойств предметов, которые воспринимаются с помощью зрения ( видении на расстоянии цвет, светотени). Осязание является контактным анализатором, с помощью которого одновременно воспринимается пространство, ограниченное только охватом рук. Это, естественно снижает познавательные возможности слепого: обследование предмета совершается постепенно, по частям и более замедленно, чем при зрительном восприятии. Может ли слепой получать посредством осязания адекватную информацию об окружающем? В исследованиях И.П. Павлова показано, что несколько последовательно действующих раздражителей могут сливаться в единый комплексный раздражитель. Следовательно, расчленения восприятия во времени не препятствует возможности создания единого образа. Поэтому осязательное восприятие предмета как целого, осуществляется не только при условии одновременного охвата предмета кистью руки, но и при последовательном обследовании его контура. Именно поэтому следует придавать большое значение развитию у детей осязания.
Осязательное восприятие осуществляется на основе взаимодействия различных видов чувствительности: тактильной, двигательной и температурной, которые возникают в процессе взаимодействия кожного и двигательного анализаторов. Существуют различные взгляды на пороге осязательной чувствительности слабо-видящих и слепых по сравнению со зрячими. Одни авторы указывают на изощренную чувствительность незрячих по сравнению с нормально видящими, а другие не обнаруживают различии.
По данным современных исследований у слабовидящих и незрячих выделяются три уровня чувствительности рук изощренная и нормальная (1 уровень), незначительно сниженная (2 уровень) и значительно сниженная (3 уровень). Высокой чувствительностью обладают кончик языка и губы.
У подавляющего большинства детей частично пли полностью утративших зрение в дошкольном возрасте (до 7 лет), кожная чувствительность рук находится в пределах нормы. Однако осязание может стать эффективным средством познания окружающего мира только при тренировке пальцев и ладоней рук в процессе выполнения различных видов предметно - практической деятельности.
При включении слабовидящего и слепого ребенка в предметно -практическую деятельность, активизируются резервные возможности его кожного анализатора, вследствие чего повышается уровень всех видов осязательной чувствительности. Происходит это потому, что обучение способствует выработке у слабовидящих и слепых тонких днфференцировок в кожном анализаторе, позволяющих с помощью осязания контролировать процесс своей деятельности. Таким образом, всё выше изложенное лежит в основе обучения слабовидящих и незрячих, в ходе которого, воспитывается культура осязания, помогающая им овладевать не только адекватным восприятием внешнего мира, но чтением и письмом по специальной рельефно-точечной системе. Благодаря этому слабовидящие и незрячие имеют возможность получать цензовое образование и осваивать различные виды труда. Большое значение в развитии и совершенствовании осязательного восприятия имеет овладение детьми приемами обследования.
Деятельность управления в дошкольном образовательном учреждении, её
компоненты, методы и средства
Теперь от сущности управления как процесса переходим к сущности деятельности управления в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрим детально деятельность управления. Как отмечает С.А.Езопова, всё чаще управление рассматривается как нелинейная диалоговая многофункциональная деятельность учас ...
Введение дробных чисел
Первое расширение понятия числа – введение дробных чисел. Пропедевтика обыкновенных дробей сводится к ознакомлению учащихся с такими вопросами, как доля единицы, изображение дробей на координатном луче, правильные и неправильные дроби, основное свойство дробей, представление натурального числа в ви ...
Задачи и содержание по развитию словаря
В последнее время поиски ученых (З.М. Богуславская, Н.Е. Веракса, О. М. Дьяченко, Е.О. Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.