Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в неблагополучной семье

Педагогика » Гуманизация детско-родительских отношений в социально-неблагополучных семьях на основе взаимодействия с ДОУ » Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в неблагополучной семье

Страница 1
Цель:

изучить особенности развития детско-родительских отношений в неблагополучных семьях.Задачи:

1. Определить уровень знаний и представлений у родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей.2. Определить удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка.3. Выяснить родительское отношение к ребёнку.Методику исследования составили две группы методов. Первая группа методов направлена на изучение положения ребёнка в семье.При работе с детьми мы использовали следующие методы:· рисуночный тест "Кинетический рисунок семьи" (Р. Бернс и С. Коуфман);· методика "Неоконченные предложения".Вторая группа методов направлена на выявление знаний родителей о ребёнке и изучение родительских отношений с детьми.При работе с родителями нами были использованы следующие методы:- анкетирование;- тестирование: "Родительское отношение к детям" (А.Я. Варга, В.В. Столин).Было обследовано 30 детей старшего дошкольного возраста и их семьи.Свою работу я начала с обследования детей. Для этого использовала тест Р.Бернса и С. Коуфмана "Кинетический рисунок семьи".

Цель: - исследование межличностных отношений в семье (глазами ребёнка);- выявление отношений в семье.Методика проведения: ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши. Ставится условие: необходимо нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты. Формативными особенностями считается качество изображения: тщательность прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, красочность изображения, положение объектов на листе, заштриховка, размеры.Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям:1. Наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослых.2. Эмоциональное напряжение и дистанция.3. Дискомфорт.4. Наличие враждебности по отношению к взрослым.На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных отношений на ребёнка.К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка – сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка – улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали отродителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок.Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.Анализ рисунков показал, что из 30 семей к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести только 9 семей (30%).В качестве примера разберём несколько рисунков. Настя С. помещает себя в центр в окружении папы и мамы. Изображает себя и родителей весёлыми, счастливыми, все линии чётко прорисовывает, на рисунке много цветов. Всё это свидетельствует о благополучии в детско-родительских отношениях. На рисунке Гали К. изображена вся семья за ужином. На лицах взрослых и ребёнка – улыбки, линии чётко прорисованы, в позах взрослых и ребёнка прослеживается спокойствие. По рисунку видно, что девочке в этой семье комфортно и уютно.К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести 15 семей (50%). В качестве примера рассмотрим рисунок Артёма С. Ребёнок нарисовал всю семью, все члены семьи улыбаются, кроме самого Артёма (у него вообще отсутствует рот). Руки у всех расставлены в стороны. Всё говорит о том, что ребёнку не очень комфортно в этой семье.К низкому уровню детско-родительских отношений мы отнесли 6 семей (20%). Рассмотрим в качестве примера рисунок Игоря Р. Мальчик изобразил только себя и папу, они достаточно удалены друг от друга, что говорит о чувстве отверженности. Помимо этого, папа занимает достаточно агрессивную позицию: руки раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчёркнутые. Мама на рисунке отсутствует. Анализируя этот рисунок, можно понять, что ребёнок не удовлетворён своим положением в семье и отношением к нему родителей.После того, как дети нарисовали семью, мы предложили ряд вопросов, ответы на которые позволили нам выявить причины, вызывающие у детей тревожность в системе детско-родительских отношений:-физическое наказание;-отсутствие общения с родителями;-неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм одного из родителей);-общение с ребёнком на повышенных тонах.По результатам этого теста мы можем судить, что далеко не во всех семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В основном они носят переменный характер.Итак, нами было выявлено 6 детей, не удовлетворены своим положением в семье. 15 детей часто испытывают дискомфорт, хотя и удовлетворены.В результате предшествующей диагностики мы предположили, что этих детей не устраивают взаимоотношения с родителями.Методика "Неоконченные предложения".

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Роль и значение подвижных игр. Подвижные игры как средства развития двигательных качеств
Подвижная игра – одна из важнейших средств всестороннего развития детей младшего школьного возраста. Характерная ее возможность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое ...

Описание результатов эмпирического исследования эффективности использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников
Для подтверждения теоретических выводов нами организовано эмпирическое исследование эффективности использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников. Цели данного исследования: выявление эффективности использования дидактических игр как средства ...

Понятие дистанционного обучения
Термин "дистанционное обучение" (distance education) еще до конца не устоялся как в русскоязычной, так и в англоязычной педагогической литературе. Встречаются такие варианты как "дистантное образование" (distant education), "дистантное обучение" (distant learning). Нек ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru