Программа курса "Учусь общаться" для детей, обучающихся в 5-6 классах, рассчитана на 36 учебных часов, включающих в себя как теоретический материал, так и практические упражнения.
Пояснительная записка
Актуальность. Общение играет огромную роль в развитии ребенка, в становлении его как личности. Умение конструктивно общаться является одним из критериев социальной зрелости и залогом личной успешности.
Часто бывает, что на трудности в школе и других жизненных сферах ребенок отвечает эмоциональными реакциями - гневом, страхом, обидой. Чтобы ребенок мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций.
Разработка данной программы продиктована необходимостью повышения коммуникативных навыков у детей в различных видах деятельности.
Данная программа позволяет получить основные знания о структуре общения, приобрести умения различать виды общения (деловое, дружеское), побуждать к эффективности общения, что поможет участникам группы более эффективно реализовывать себя в какой-либо деятельности. Программа предназначена для детей, испытывающих трудности в коммуникации, а также желающих повысить свой профессиональный уровень в психологии общения.
Актуальность и целесообразность проведения работы с детьми в области коммуникации обусловлена в первую очередь их возрастными особенностями. Данная программа рассчитана на младших подростков. Именно в этом возрасте наиболее важным становится общение. Многие подростки с особой остротой переживают свое начинающееся взросление: не могут разобраться в своих чувствах, желаниях, не умеют строить взаимоотношения с окружающими, справляться с конфликтными ситуациями, принимать на себя ответственность за свои поступки. Поэтому программа предлагает ребятам такие темы, как "Виды общения", "Стратегии общения", "Гибкость в общении", "Правила ведения дискуссии", "Поддержка", "Сенсорная острота" (учимся чувствовать), "Конфликт" и т.д.
Кроме того, в период подросткового кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности, очень важно, чтобы у подростков просто была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить обратную связь и некоторые важные знания о себе. Эти вопросы успешно решает групповая форма работы.
Программа имеет социально-психологическую направленность, поскольку формирует важное для жизни в обществе умение успешно адаптироваться, проявляющееся в определенных навыках.
Каждое занятие строится в соответствии с учебно-тематическим планом и наполняется содержанием в соответствии с темой, а также с поставленными целями. При подготовке к занятиям используются разные источники (список литературы прилагается).
Цель программы: помочь подросткам освоить коммуникативные умения и навыки, выработать индивидуальный стиль общения, стать более гибкими в общении, научиться адекватно выражать своё внутреннее состояние, стимулировать процесс самосознания и самопонимания.
Задачи программы:
- знакомство с различными видами и формами человеческого общения;
- создание условий для самопознания, развитие интереса к своему внутреннему миру и миру других людей;
- освоение умений и навыков конструктивного общения;
- развитие эмоционального интеллекта;
- овладение приемами саморегуляции;
- развитие творческих способностей.
Данная программа рассчитана на младших подростков 10-13 лет, учащихся 5-6 классов. Срок реализации данной программы – 1 год.
Режим занятий. Занятия проводятся один раз в неделю в течение 1 часа (всего 36 учебных часов за год).
Ожидаемые результаты и этапы педагогического контроля
Развитие навыков общения и социальной адаптации, выражающийся:
в знании прав личности как основы адекватного взаимодействия с окружающими;
в обучении умению сотрудничать;
в снижении уровня конфликтности;
в умении принимать самого себя и других людей, осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;
в умении осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков;
в понимании необходимости самому делать выбор и нести за него ответственность;
в формировании потребности самоизменения и личностном росте.
Итоговой формой подведения итогов является проведение круглого стола.
Учебно-тематический план.
|
№ |
Название разделов и тем |
Кол-во часов | |
|
теория |
практика | ||
|
1 |
Введение в мир психологии |
1 | |
|
2 |
Я и мой внутренний мир |
1 | |
|
3 |
Я и Ты, Я и мои друзья |
1 | |
|
4 |
Мы начинаем меняться…с чего начать |
1 | |
|
5 |
Виды общения |
1 | |
|
6 |
Гибкость в общении |
1 | |
|
7 |
Знаки внимания при общении |
1 | |
|
8 |
Знаки внимания при общении (практика) |
1 | |
|
9 |
Как научиться общаться лучше |
1 | |
|
10 |
Качества, важные для межличностного общения |
1 | |
|
11 |
Качества, важные для межличностного общения (практика) |
1 | |
|
12 |
Конгруэнтность: учимся управлять собой |
1 | |
|
13 |
Конфликт, способы поведения в конфликте |
1 | |
|
14 |
Конфликт, конструктивное разрешение (практика) |
1 | |
|
15 |
Конфликт как возможность развития Я |
1 | |
|
16 |
Мои права и права других людей |
1 | |
|
17 |
Навыки НЛП в общении |
1 | |
|
18 |
Синтоническая модель общения |
1 | |
|
19 |
Обратная связь в общении |
1 | |
|
20 |
Открытость, искренность, общение "без масок" |
1 | |
|
21 |
Определение системы модальности человека |
1 | |
|
22 |
Определение типа Я-слушания |
1 | |
|
23 |
Определение типа Я-слушания (практика) |
1 | |
|
24 |
Поддержка в общении |
1 | |
|
25 |
Позиции в общении |
1 | |
|
26 |
Правила ведения дисскуссии |
1 | |
|
27 |
Психологические особенности публичного выступления |
1 | |
|
28 |
Сенсорная острота – учимся чувствовать |
1 | |
|
29 |
Стратегии общения |
1 | |
|
30 |
Фильтры Я-слушания |
1 | |
|
31 |
Эмпатия и рефлексия как способы восприятия и понимания |
1 | |
|
32 |
Эмпатия и рефлексия (практика) |
1 | |
|
33 |
Я повзрослел: роль агрессии в развитии человека |
1 | |
|
34 |
Уверенность в себе и ее роль в развитии человека |
1 | |
|
35 |
Кто в ответе за мой внутренний мир? |
1 | |
|
36 |
Заключительный урок: обратная связь и рефлексия |
1 | |
|
Итого: |
30 |
6 | |
|
Всего: |
36 часов | ||
Система контроля в дошкольном образовательном учреждении
Осуществляя функцию контроля в своей деятельности руководитель дошкольного образовательного учреждения должен знать, что контроль всегда направлен на реализацию многих целей по разделам работы детского сада, и , в то же время, чётко представлять концепцию внутрисадовского контроля, охватывающую все ...
Бессознательное и сознательное
История философской, психологической и педагогической мысли связана в значительной мере с тем или иным решением проблемы сознания/бессознательного. В философии, психологии и психоанализе, в психиатрии, психофизиологии, юридических науках, искусствоведении широко употребляется термин «бессознательно ...
Определение понятий дифференцированного подхода и дифференцированного
обучения
Работая с такими разными учениками, мы вынуждены применять разноуровневые или дифференцированные задания, подходящие для категории здоровых психически детей и не полностью владеющих своей рукой, восприятием пространства, чувством тона и цвета и главное, с другим восприятием и видинием учащихся. На ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.