Образовательная программа "Учусь общаться"

Страница 1

Программа курса "Учусь общаться" для детей, обучающихся в 5-6 классах, рассчитана на 36 учебных часов, включающих в себя как теоретический материал, так и практические упражнения.

Пояснительная записка

Актуальность. Общение играет огромную роль в развитии ребенка, в становлении его как личности. Умение конструктивно общаться является одним из критериев социальной зрелости и залогом личной успешности.

Часто бывает, что на трудности в школе и других жизненных сферах ребенок отвечает эмоциональными реакциями - гневом, страхом, обидой. Чтобы ребенок мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций.

Разработка данной программы продиктована необходимостью повышения коммуникативных навыков у детей в различных видах деятельности.

Данная программа позволяет получить основные знания о структуре общения, приобрести умения различать виды общения (деловое, дружеское), побуждать к эффективности общения, что поможет участникам группы более эффективно реализовывать себя в какой-либо деятельности. Программа предназначена для детей, испытывающих трудности в коммуникации, а также желающих повысить свой профессиональный уровень в психологии общения.

Актуальность и целесообразность проведения работы с детьми в области коммуникации обусловлена в первую очередь их возрастными особенностями. Данная программа рассчитана на младших подростков. Именно в этом возрасте наиболее важным становится общение. Многие подростки с особой остротой переживают свое начинающееся взросление: не могут разобраться в своих чувствах, желаниях, не умеют строить взаимоотношения с окружающими, справляться с конфликтными ситуациями, принимать на себя ответственность за свои поступки. Поэтому программа предлагает ребятам такие темы, как "Виды общения", "Стратегии общения", "Гибкость в общении", "Правила ведения дискуссии", "Поддержка", "Сенсорная острота" (учимся чувствовать), "Конфликт" и т.д.

Кроме того, в период подросткового кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности, очень важно, чтобы у подростков просто была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить обратную связь и некоторые важные знания о себе. Эти вопросы успешно решает групповая форма работы.

Программа имеет социально-психологическую направленность, поскольку формирует важное для жизни в обществе умение успешно адаптироваться, проявляющееся в определенных навыках.

Каждое занятие строится в соответствии с учебно-тематическим планом и наполняется содержанием в соответствии с темой, а также с поставленными целями. При подготовке к занятиям используются разные источники (список литературы прилагается).

Цель программы: помочь подросткам освоить коммуникативные умения и навыки, выработать индивидуальный стиль общения, стать более гибкими в общении, научиться адекватно выражать своё внутреннее состояние, стимулировать процесс самосознания и самопонимания.

Задачи программы:

- знакомство с различными видами и формами человеческого общения;

- создание условий для самопознания, развитие интереса к своему внутреннему миру и миру других людей;

- освоение умений и навыков конструктивного общения;

- развитие эмоционального интеллекта;

- овладение приемами саморегуляции;

- развитие творческих способностей.

Данная программа рассчитана на младших подростков 10-13 лет, учащихся 5-6 классов. Срок реализации данной программы – 1 год.

Режим занятий. Занятия проводятся один раз в неделю в течение 1 часа (всего 36 учебных часов за год).

Ожидаемые результаты и этапы педагогического контроля

Развитие навыков общения и социальной адаптации, выражающийся:

в знании прав личности как основы адекватного взаимодействия с окружающими;

в обучении умению сотрудничать;

в снижении уровня конфликтности;

в умении принимать самого себя и других людей, осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;

в умении осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков;

в понимании необходимости самому делать выбор и нести за него ответственность;

в формировании потребности самоизменения и личностном росте.

Итоговой формой подведения итогов является проведение круглого стола.

Учебно-тематический план.

Название разделов и тем

Кол-во часов

теория

практика

1

Введение в мир психологии

1

2

Я и мой внутренний мир

1

3

Я и Ты, Я и мои друзья

1

4

Мы начинаем меняться…с чего начать

1

5

Виды общения

1

6

Гибкость в общении

1

7

Знаки внимания при общении

1

8

Знаки внимания при общении (практика)

1

9

Как научиться общаться лучше

1

10

Качества, важные для межличностного общения

1

11

Качества, важные для межличностного общения (практика)

1

12

Конгруэнтность: учимся управлять собой

1

13

Конфликт, способы поведения в конфликте

1

14

Конфликт, конструктивное разрешение (практика)

1

15

Конфликт как возможность развития Я

1

16

Мои права и права других людей

1

17

Навыки НЛП в общении

1

18

Синтоническая модель общения

1

19

Обратная связь в общении

1

20

Открытость, искренность, общение "без масок"

1

21

Определение системы модальности человека

1

22

Определение типа Я-слушания

1

23

Определение типа Я-слушания (практика)

1

24

Поддержка в общении

1

25

Позиции в общении

1

26

Правила ведения дисскуссии

1

27

Психологические особенности публичного выступления

1

28

Сенсорная острота – учимся чувствовать

1

29

Стратегии общения

1

30

Фильтры Я-слушания

1

31

Эмпатия и рефлексия как способы восприятия и понимания

1

32

Эмпатия и рефлексия (практика)

1

33

Я повзрослел: роль агрессии в развитии человека

1

34

Уверенность в себе и ее роль в развитии человека

1

35

Кто в ответе за мой внутренний мир?

1

36

Заключительный урок: обратная связь и рефлексия

1

Итого:

30

6

Всего:

36 часов

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Изменение в области высшего образования в 70–80-е гг. XIX в
Место университетского вопроса в общей политике самодержавия определялось значением, какое приобрело вообще высшее образование в 70-х гг. XIX в. Подготовка интеллигенции диктовалась общественным развитием, темпы которого усилились после падения крепостного права. Функционирование государственной си ...

Приёмы тактильного обследования предметов окружающего мира
Как для полноценного зрительного восприятия необходимы движения глаз, так и для осуществления осязательного восприятия требуются движения рук. Следовательно, овладение приемами осязательного обследования предметов является необходимой предпосылкой формирования у детей предметных и пространственных ...

Обучение младших школьников грамотному каллиграфическому письму
Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Этот вопрос волнует всех учителей начальных классов и учителей русского языка. Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких ведь единицы. Больше детей, к ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru