Образовательная программа "Учусь общаться"

Страница 1

Программа курса "Учусь общаться" для детей, обучающихся в 5-6 классах, рассчитана на 36 учебных часов, включающих в себя как теоретический материал, так и практические упражнения.

Пояснительная записка

Актуальность. Общение играет огромную роль в развитии ребенка, в становлении его как личности. Умение конструктивно общаться является одним из критериев социальной зрелости и залогом личной успешности.

Часто бывает, что на трудности в школе и других жизненных сферах ребенок отвечает эмоциональными реакциями - гневом, страхом, обидой. Чтобы ребенок мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций.

Разработка данной программы продиктована необходимостью повышения коммуникативных навыков у детей в различных видах деятельности.

Данная программа позволяет получить основные знания о структуре общения, приобрести умения различать виды общения (деловое, дружеское), побуждать к эффективности общения, что поможет участникам группы более эффективно реализовывать себя в какой-либо деятельности. Программа предназначена для детей, испытывающих трудности в коммуникации, а также желающих повысить свой профессиональный уровень в психологии общения.

Актуальность и целесообразность проведения работы с детьми в области коммуникации обусловлена в первую очередь их возрастными особенностями. Данная программа рассчитана на младших подростков. Именно в этом возрасте наиболее важным становится общение. Многие подростки с особой остротой переживают свое начинающееся взросление: не могут разобраться в своих чувствах, желаниях, не умеют строить взаимоотношения с окружающими, справляться с конфликтными ситуациями, принимать на себя ответственность за свои поступки. Поэтому программа предлагает ребятам такие темы, как "Виды общения", "Стратегии общения", "Гибкость в общении", "Правила ведения дискуссии", "Поддержка", "Сенсорная острота" (учимся чувствовать), "Конфликт" и т.д.

Кроме того, в период подросткового кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности, очень важно, чтобы у подростков просто была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить обратную связь и некоторые важные знания о себе. Эти вопросы успешно решает групповая форма работы.

Программа имеет социально-психологическую направленность, поскольку формирует важное для жизни в обществе умение успешно адаптироваться, проявляющееся в определенных навыках.

Каждое занятие строится в соответствии с учебно-тематическим планом и наполняется содержанием в соответствии с темой, а также с поставленными целями. При подготовке к занятиям используются разные источники (список литературы прилагается).

Цель программы: помочь подросткам освоить коммуникативные умения и навыки, выработать индивидуальный стиль общения, стать более гибкими в общении, научиться адекватно выражать своё внутреннее состояние, стимулировать процесс самосознания и самопонимания.

Задачи программы:

- знакомство с различными видами и формами человеческого общения;

- создание условий для самопознания, развитие интереса к своему внутреннему миру и миру других людей;

- освоение умений и навыков конструктивного общения;

- развитие эмоционального интеллекта;

- овладение приемами саморегуляции;

- развитие творческих способностей.

Данная программа рассчитана на младших подростков 10-13 лет, учащихся 5-6 классов. Срок реализации данной программы – 1 год.

Режим занятий. Занятия проводятся один раз в неделю в течение 1 часа (всего 36 учебных часов за год).

Ожидаемые результаты и этапы педагогического контроля

Развитие навыков общения и социальной адаптации, выражающийся:

в знании прав личности как основы адекватного взаимодействия с окружающими;

в обучении умению сотрудничать;

в снижении уровня конфликтности;

в умении принимать самого себя и других людей, осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;

в умении осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков;

в понимании необходимости самому делать выбор и нести за него ответственность;

в формировании потребности самоизменения и личностном росте.

Итоговой формой подведения итогов является проведение круглого стола.

Учебно-тематический план.

Название разделов и тем

Кол-во часов

теория

практика

1

Введение в мир психологии

1

2

Я и мой внутренний мир

1

3

Я и Ты, Я и мои друзья

1

4

Мы начинаем меняться…с чего начать

1

5

Виды общения

1

6

Гибкость в общении

1

7

Знаки внимания при общении

1

8

Знаки внимания при общении (практика)

1

9

Как научиться общаться лучше

1

10

Качества, важные для межличностного общения

1

11

Качества, важные для межличностного общения (практика)

1

12

Конгруэнтность: учимся управлять собой

1

13

Конфликт, способы поведения в конфликте

1

14

Конфликт, конструктивное разрешение (практика)

1

15

Конфликт как возможность развития Я

1

16

Мои права и права других людей

1

17

Навыки НЛП в общении

1

18

Синтоническая модель общения

1

19

Обратная связь в общении

1

20

Открытость, искренность, общение "без масок"

1

21

Определение системы модальности человека

1

22

Определение типа Я-слушания

1

23

Определение типа Я-слушания (практика)

1

24

Поддержка в общении

1

25

Позиции в общении

1

26

Правила ведения дисскуссии

1

27

Психологические особенности публичного выступления

1

28

Сенсорная острота – учимся чувствовать

1

29

Стратегии общения

1

30

Фильтры Я-слушания

1

31

Эмпатия и рефлексия как способы восприятия и понимания

1

32

Эмпатия и рефлексия (практика)

1

33

Я повзрослел: роль агрессии в развитии человека

1

34

Уверенность в себе и ее роль в развитии человека

1

35

Кто в ответе за мой внутренний мир?

1

36

Заключительный урок: обратная связь и рефлексия

1

Итого:

30

6

Всего:

36 часов

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Диагностика развития мелкой моторики старшего дошкольного возраста
Диагностика мелкой моторики рук в старшем дошкольном возрасте выявляет уровень графомоторных функций, то есть готовность руки ребёнка к письму. В процессе выполнения мануальных заданий - рисования, копирования, дорисовывания объектов и т.д. - испытуемый выполняет движения рукой, которые оценивает э ...

Результаты проверки эффективности экспериментальной работы
После реализации программы в марте 2010 бы ли проведены повторные анкетирование и тестирования. Больше половины детей показали высокий уровень знаний о ЗОЖ (55%) и знаний о строении и функциях организма человека (60%). Средний и удовлетворительный уровень показали соответственно 45% и 40% детей (Та ...

Требования различных программ воспитания по развитию мышления дошкольников
Методы воспитания, приемы обучения, способы общения с детьми должны изменяться по мере взросления ребенка, по мере со­зревания его умственных и эмоциональных характеристик, по мере формирования его личности. Нетривиальность этого принципа видна, например, из того, что он указывает на сложность прим ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru