Тема №21. "Определение системы модальности человека" возвращает нас к темам НЛП, и в частности к каналам восприятия и умению распознавать модальность в повседневном общении, а также освоить начальные навыки подстройки к собеседнику на вербальном (речевом) уровне.
Темы № 22 и №23 под общим названием "Определение типа Я-слушания" знакомят детей с фильтрами Я-слушания, стереотипами и установками в общении, формируют адекватное восприятие партнера по общению. На втором занятии проводиться тренинг общения, закрепляющий полученные знания.
Тема №24. "Поддержка". В теме ребята узнают, как важно проявлять искреннее доброжелательное отношение к собеседнику для успешности коммуникативного процесса. Это занятие способствует выработке установки на безусловное принятие партнера по общению.
Тема №25. "Позиции в общении" раскрывает значение общения с позиций Взрослого, Ребенка и Родителя, учит выбирать наиболее эффективную позицию в зависимости от ситуации.
Тема №26. "Правила ведения дискуссии" является очень актуальной в жизни подростка, потому что так трудно бывает общаться грамотно, не доказывая свою правоту в споре, а решать задачу совместно с партнером по общению, искать истину.
Тема №27. "Психологические особенности публичного выступления", так как многие учащиеся испытывают именно психологические затруднения при выступлении перед публикой. На занятии ребята будут учиться доходчиво излагать свои мысли, получат сведения о навыках самоконтроля и преодоления страха перед аудиторией.
Тема №28. "Сенсорная острота" раскрывает важность чувствительного восприятия в процессе общения. С помощью психологических упражнений проводиться тренировка слуховой чувствительности и ощущений.
Тема №29. "Стратегии общения". Ребята узнают различные типы общения, научатся определять оптимальный тип общения в различных ситуациях, опробуют ролевой диапазон и выберут свой индивидуальный стиль общения.
Тема №30. "Фильтры Я-слушания". Изучая тему дети узнают, что порой нам мешает понимать друг друга, осознают собственные фильтры Я-слушания и выполнят упражнения, позволяющие строить общение эмпатически – без фильтров.
Темы № 30 и №31 "Эмпатия и рефлексия как способы восприятия и понимания" продолжают предыдущую тему, подчеркивая особую важность эмпатии для эффективного восприятия и понимания собеседника. На уроке-тренинге подростки учатся выражать эмоции, учатся понимать эмоциональное состояние собеседника, "входить" в его состояние, анализировать личностные особенности других людей и свои (саморефлексия).
Последние три темы касаются возрастных особенностей подростка и особое значение для них приобретает борьба за самостоятельность. Основной формой проявления самостоятельности становятся различного рода агрессивные действия. Поэтому отдельное занятие отведено для темы №33 "Я повзрослел: роль агрессии в развитии человека". Также именно в подростковом возрасте проявляется тенденция к снижению самооценки.
Тема №34. "Уверенность в себе и ее роль в развитии человека" поможет ребятам принять свою внешность, почувствовать себя более привлекательными, повысить свой статус в классе.
Тема №35. "Кто в ответе за мой внутренний мир?" подчеркивает ответственность человека за свои чувства и мысли.
Все три темы включают в себя работу со сказкой и выполнение психологических упражнений.
На заключительном уроке в форме дискуссии за круглым столом проводится обобщение пройденного материала, обратная связь и рефлексия.
Описание упражнений некоторых занятий
Упражнение 1. " У меня все получится".
Инструкция: Участники стоят по кругу, и по часовой стрелки и произносят вслух по очереди: " У меня все получится"
Упражнение 2. "Новое имя".
Инструкция: Участники стоят по кругу, и по часовой стрелки называют свое имя и имя предыдущего участника. Первый называет свое имя, второй имя первого и свое, третий называет имя первого, второго участника и свое.
Ведущий рассказывает о правилах поведения во время занятия, о методах и задачах программы, о целях.
Предлагает участникам заполнить анкеты.
Упражнение 3. "Ветер дует на…".
Инструкция: Ведущий начинает игру со словами: "Ветер дует на…". Нужно, чтобы участники Иры больше узнали друг о друге. Вопросы, например, могут быть следующие: "Ветер дует на того, у кого светлые волосы". Все светловолосые собираются в центре круга. После жмут друг другу руки и расходятся по свободным местам.
Упражнение 4: "Комплимент".
Инструкция: из группы выбираются два человека. Остальные – зрители. Один из выбранных – "Тот, кто дарит комплимент" (по желанию), другой – заказывает ему свой портрет. После выполнения задания участники могут поменяться местами. "Тот кто дарит комплимент внимательно смотрит на своего партнера (1-2 минуты). Затем отворачивается и говорит ему комплименты. При этом перед каждым комплиментом говорит фразу: "Я сейчас тебя не вижу, но отлично помню… " и продолжает эту фразу каким-либо комплиментом.
Требования различных программ воспитания по развитию мышления дошкольников
Методы воспитания, приемы обучения, способы общения с детьми должны изменяться по мере взросления ребенка, по мере созревания его умственных и эмоциональных характеристик, по мере формирования его личности. Нетривиальность этого принципа видна, например, из того, что он указывает на сложность прим ...
Технология деятельностного метода обучения
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. «Сообразно ему следовало бы поступать ...
Анализ учебников по русскому языку для начальной
школы
Основное направление преподавания языка, несомненно, задают учебники русского языка. Современная начальная школа располагает несколькими учебниками русского языка. Наиболее часто в школах используется учебник Т.Г. Рамзаевой. Положительной стороной этого учебника можно считать большое количество упр ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.