Взаимодействие между учащимся и предметом изучения

Педагогика » Структура деятельности преподавателя высшей школы в учебном процессе » Взаимодействие между учащимся и предметом изучения

Первый вид — это взаимодействие между учащимся и содержанием или предметом изучения. Это определяющая характеристика обучения. Без этой характеристики не может быть и образования, поскольку она определяет процесс интеллектуального взаимодействия с предметом, в результате чего изменяется уровень подготовки учащегося, расширяются его перспективы или вообще мы можем говорить о повышении его интеллектуального уровня. Это именно тот тип взаимодействия, который, как я полагаю, по крайней мере отчасти отражает, то, что Холмбергом (Holmberg, 1986) называет «внутренней дидактической беседой», когда учащиеся «говорят сами с собой» об информации и идеях, с которыми они столкнулись в тексте, телевизионной программе, лекции. Старейшей формой дистанционного обучения, имеющего цель способствовать взаимодействию учащегося с содержанием изучаемого предмета, был дидактический текст. В средние века почти все тексты были инструктивными, а не просто информационными, и уж конечно не развлекательными. В девятнадцатом столетии использование печатной продукции для обучения было усилено благодаря изобретению методических пособий для домашнего обучения, которые дополняли текст, объясняя его и, кроме того, задавая направление всему процессу обучения. В настоящее время учащиеся уже располагают такими средствами, как учебные радио и телепрограммы, аудио-, видео- и компьютерные программы. В наши дни интерактивный видеодиск является последним изобретением в сфере дидактического взаимодействия. Некоторые из обучающих программ по сути своей являются исключительно предметно-интерактивными. Они представляют собой однонаправленную связь со специалистом по данному предмету, которому иногда помогает создатель этой программы, с целью является помочь «дистанционным» учащимся в изучении предмета. Никаких других профессиональных обучающих приемов в этой программе нет, обучение по существу самостоятельное. По данным исследования сферы взрослого обучения, именно так обучается большинство взрослых.

Взаимодействие между учащимся и преподавателем.

Второй вид интерактивности, который многие педагоги считают не менее важным чем первый и к которому стремится большинство учащихся, представляет собой взаимодействие между учащимся и специалистом, которым был подготовлен изучаемый материал, или лицом, выступающим в роли преподавателя. В процессе этого взаимодействия, «дистанционные» инструкторы пытаются достичь тех же целей, что и все другие специалисты, работающие в сфере образования. Сначала разработав, либо получив учебный план, то есть программу преподаваемого предмета, они стремятся стимулировать или, по крайней мере, поддержать интерес студента к изучаемому материалу, вызвать у студента мотивацию к обучению, усилить и сохранить интерес учащегося, в том числе побуждая его к выработке самостоятельного пути, самомотивации. Затем инструкторы представляют вниманию студента определенный материал: это может быть сделано в виде представления информация, демонстрации применения навыков или моделирования определенных подходов и ценностей. Затем инструктор старается сделать так, чтобы учащийся показал как он может применить получаемые знания, что может происходить в виде практического применения полученных навыков или умения распорядиться новой информацией и новыми идеями. Инструкторы оценивают работу студента, дабы определить результат и при необходимости изменить стратегию обучения. Наконец, инструктор устраивает обсуждение или оказывают всевозможную поддержку каждому учащемуся, причем степень и существо такой поддержки зависит от образовательного уровня учащегося, личных качеств самого учителя его философских воззрений и других факторов. Степень влияния педагога на учащихся в процессе взаимодействия между ними значительно выше, чем при взаимодействии учащегося и предмета изучения. При разработке инструкции при взаимодействии учащийся — предмет изучения, преподаватель может разрабатывать письменный, либо аудио-, видеоматериал, цель которого — вызвать мотивацию, дать понятие о предмете, способствовать применению полученных знаний, оценить их и даже в какой-то степени обеспечить эмоциональную поддержку студента. Однако, отсутствие обратной связи (от каждого учащегося к преподавателю) делает этот учебный процесс в большой степени обобщенным, без индивидуального подхода, при котором на самих учащихся возлагается вся ответственность и за поддержание мотивации, и за понимание существа предмета, и за анализ успешности его применения, и за определение степени трудности — иными словами такой подход подразумевает высокий уровень автономии учащегося. В тех случаях, когда взаимодействие между учащимся и преподавателем можно вести путем переписки или телеконференции, студент попадает под влияние профессионального инструктора и у него появляется возможность, ориентируясь на опыт педагога, изучать предмет наиболее подходящим для него способом. Индивидуальный подход — вот существенное преимущество такого метода. При этом методе инструктор не общается с классом, перед ним находится то, что написали его студенты; преподаватель ведет диалог с каждым из своих учащихся — обращает внимание на мотивационный аспект одного студента и постигает причину непонимания другого. При работе с определенным текстом (представленным либо на бумаге, либо на аудио- или видеокассете) каждый студент воспринимает его по разному, вследствие чего и подход преподавателя к учащемуся должен быть индивидуальным: кому-то должны быть разъяснены непонятные моменты (одному — с помощью упрощений, другому — посредством аналогий), кому-то дана уточняющая информация, кому-то дополнительный материал. Роль педагога особенно важна при оценке применения учащимися новых знаний. Если ознакомится с предметом и определить свою мотивацию студент может самостоятельно, то на стадии применения полученной информации он нуждается в руководстве. Его знания о предмете еще не настолько глубоки, чтобы верно и всесторонне применить их. Взаимодействие между учащимися и преподавателем имеет наибольшее значение на этапе апробации знаний и обратной связи.

Смотрите также:

Зависимость выбора вида сочинения от возрастных особенностей школьников
Чтобы говорить о практическом использовании сочинения на уроках русского языка, необходимо обосновать, почему мы остановили выбор именно на рассуждении, а для этого, в свою очередь, кратко рассказать об особенностях мышления тринадцатилетних детей. Одной из важнейших особенностей школьников являетс ...

Опыт учителей по формированию текстовых умений учащихся 4-го класса на уроках русского языка
Умение работать с текстом – важное общеучебное умение, характеризующее не только уровень функциональной грамотности, но и культуры человека вообще. Учителя начальных классов формируют текстовые умения своих учащихся с помощью проведения таких видов работы как сочинение и изложение. Сочинение – это ...

Реализация программы по использованию элементов технологии развития критического мышления при обучении монологической речи учащихся на уроках немецкого языка
Программа по использованию элементов технологии развития критического мышления при обучении монологической речи на уроках немецкого была частично реализована в 11 классе МОУ «Павлоградская гимназия» в период педагогической практики в рамках темы «Kinder – Eltern – Kontakte». Фрагмент урока №1. Тема ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru