Восприятие – это психический процесс отражения в сознании человека совокупности свойств предмета или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы). В восприятии отражаются предметность, целостность, структурность, осмысленность предмета и др. Восприятие дошкольника – это новая ступень сенсорного познания. Это сложный процесс усвоения действующего на ребенка окружающего мира.
Предметность восприятия формируется у ребенка постоянно в процессе углубления его в суть предметного мира. Играя с предметами, взаимодействуя с объектами учебной и трудовой деятельности, он осязательно, зрительно и через движения знакомится с ними.
В процессе сенсорного развития у ребенка создается целостный образ о предмете и явлениях. Целостный образ возникает из отдельных, частных качеств предмета, отражаемых мозгом, но не сводится к их механической расположенности или сумме.
С целостность восприятия связана его структурность. Структурность восприятия – это сформированность цельного образа во времени о предметах и явлениях окружающего нас мира. Целостность и структурность восприятия является результатом взаимосвязанной деятельности анализаторов. Восприятие отражает не только совокупность существенных свойств и признаков предмета, но и имеет смысловое значение и название предмета и явления. Прошлый опыт ребенка участвует в формировании образа предмета и явления и зависит от его интересов, потребностей, мотивов, целей и задач деятельности. Чем богаче прошлый опыт ребенка и выше мотивы, тем богаче восприятие и образы ребенка.
Восприятие пространства складывается из восприятия величины, формы, глубины и удаленности. В отличие от зрячих у слепых различение пространственных свойств происходит не визуально, а контактно. В основном осязательное восприятие пространства происходит при совместной деятельности кожно-мышечного и двигательного анализатора с участием периферического, проводникового и центрального отделов осязательной системы.
Осязательное восприятие
Под осязательным восприятием понимают способность кожного и двигательного анализаторов отражать пространственные и физические свойства предметов. В осязательном восприятии участвуют различные виды чувствительности: тактильная, болевая, температурная, мышечно-суставная.
Различают одноручное (мономануальное) и двуручное (бимануальное) осязательное восприятие. При любом способе восприятия возникает образ, адекватный осязательному ощущению предмета. При осязании сложных объектов одной рукой наблюдается неустойчивость сигналов, нарушается пропорциональность и соотношение частей объекта и между другими объектами, снижается скорость восприятия по сравнению с двуручным осязанием.
Более эффективный процесс осязательного обследования предметов – двуручный. Он имеет три основные фазы: 1) ориентировочную фазу, когда движения определяют положение объекта в осязательном поле; 2) фазу ощупывания объекта, при которой происходит анализ деталей контура; 3) фазу ощупывания объекта, во время которой синтезируются осязательные сигналы и формируется целостный пространственный образ.
Пользуясь терминологией Б.Г. Ананьева, Л.М. Веккера, Б.Ф. Ломова, движения, связанные с ориентировкой на поле изображения и отысканием собственного изображения можно определить как поисковые, а движения, связанные с его опознанием, - как прослеживающие.
Понятие «аудирования» в современной методике. Виды аудирования. Алгоритм работы
Термин «аудирование» был введен в американским психологом Брауном. Аудирование – это понимание воспринимаемой на слух речи. Оно представляет собой перцептивную мыслительно-мнемическую деятельность. Аудирование должно занимать важное место уже на начальном этапе. Овладение аудирование дает возможнос ...
Структурированный курс дистанционного обучения
Виртуальная школа предлагает широкий спектр возможностей для полноценной поддержки процесса обучения в дистанционной среде – разнообразные способы представления учебного материала, проверки знаний и контроля успеваемости. В Виртуальной школе предусмотрено 15 типов интерактивных учебных материалов. ...
Инвариантные условия организации и содержание элективных курсов
При всех возможных вариантах организации курсов по выбору относительно инвариантными остаются следующие условия: курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор (один из одного – это не выбор); курсы должны помочь ученику оценить свой потенциал с точки зр ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.