Кожный анализатор – это функционально целостная система, сформировавшаяся в процессе эволюции как средство для восприятия и анализа различных внешних и внутренних раздражителей. Как и любой другой анализатор организм человека, кожный анализатор характеризуется специфическими раздражителями, проводящими путями, передающими раздражение для анализа в центральную нервную систему, и центральным отделом, расположенным в головном мозге. Ощущение, возникающее в ответ на раздражение кожи, является результатом сложной интегральной деятельности всех структур анализатора.
В отличие от органов зрения и слуха, имеющих довольно ограниченную локализацию, периферический отдел кожного анализатора охватывает всю поверхность тела. Кожа является посредником между организмом и внешней средой.
Великий русский физиолог И.М. Сеченов писал: «…из кожи человек получает три категории ощущений: боль, чувство тепла и осязательные ощущения…, но из них только осязательное чувство оказывает много других услуг, будучи развито у человека до степени органа, во многих отношения сходного с органом зрения».
Для незрячего дошкольника осязание имеет такое же значение, как зрение для нормально видящего. С помощью осязания ребенок познает окружающий мир и обучается. «Обследующая» рука незрячего дошкольника является заместителем глаза. Полная или частичная утрата зрения приводит к тому, что целый ряд предметов окружающей среды, в норме воспринимаемых зрением является объектом осязательного восприятия, и огромное количество их признаков превращается в раздражители кожного анализатора.
Кожный анализатор играет важную роль в сенсорном развитии и воспитании детей. Периферический отдел кожного анализатора представлен тактильным, температурным, болевым вибрационным и другими рецепторами. Рецепторы кожи могут подвергаться одновременно нескольким воздействиям при их раздражении. В этом случае рецепторы образуют рецептивное поле. От разнообразных рецепторов информация поступает в корковый отдел кожного анализатора, где она анализируется и вызывает соответствующее ощущение. Анализ осуществляется от тех рецепторных полей в коре головного мозга, где имеется их представительство. В корковом отделе кожного анализатора имеется представительство рецепторных полей рук, лица, губ, языка.
В жизни слепых и слабовидящих детей кожный анализатор играет огромное значение. У этих детей развитие тактильной чувствительности может компенсировать в зрительном и слуховом анализаторах.
Характеристика кожной чувствительности
Целый ряд предметов и явлений окружающего мира, воспринимаемых визуально, у незрячих становятся объектом осязательного восприятия. Огромное количество признаков и свойств предметов и явлений превращаются у них в тактильные раздражители. В познавательной и трудовой деятельности слепых и слабовидящих особенно повышается активность дистальных частей тела, в частности, рук. Измерение кожной чувствительности происходит у незрячих неравномерно, преимущественно на тех участках кожи, которые принимают активное участие в актах осязания.
Изучение топографии кожной чувствительности пальцев и кистей рук зрячих и незрячих позволило выявить ряд присущих ей закономерностей. У слепых, так же как и у зрячих, различительная, тактильная, вибрационная чувствительность повышаются от проксимальных к дистальным отделам пальцев и кистей рук. Наиболее высокой различительной, тактильной, вибрационной чувствительностью обладают ногтевые фаланги рук, наименее – область тыла кистей и предплечья. У незрячих, как и у зрячих, различительная, тактильная, вибрационная чувствительность кожи правой руки не имеет существенного отличия от левой.
Виды элективных курсов
По назначению можно выделить следующие виды элективных курсов. I. Предметные курсы направлены на углубление и расширение знаний по предметам, входящим в базисный учебный план школы. Предметные элективные курсы делятся на несколько групп: 1) элективные курсы повышенного уровня, направленные на углуб ...
Инновационные технологии, используемые в педагогическом процессе
В профессиональном училище № 43 в настоящее время применяется 5 инновационных технологий, такие как «Технология В.К. Дьяченко», «Технология А.С. Потапова», «Технология В.И. Беспалько», «Технология В.П. Малахова», а также новые информационные (компьютерные) технологии. Рассмотрим подробнее каждую из ...
DVD как средство обучения аудированию
Ha сегодняшний день самым современным средством воспроизведения цифрового видео является DVD. Нужно отметить, что данная форма цифрового мультимедиа не является специальным методическим средством. Однако нам видится, что его технические характеристики обладают значительным дидактическим потенциалом ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.