Большие возможности для освоения навыков осязательного восприятия заключается в игре "Чудесный мешочек". Мешочек комплектуется различными небольшими предметами: катушкой, молоточком, кольцом, кубиком, шариком яйцом, матрешкой, пирамидкой маленькой куклой и т.д. В зависимости от дидактических, задач игра может проводиться по - разному. Например, ребенок нащупывает и достает названный педагогом предмет пли отбирает предметы по указанному педагогом признаку ( по форме, материалу или его свойствам).
Другой вариант этой игры. Ребенок достает первый попавшийся предмет, обследует его и дает ему характеристику, т.е. называет характерные признаки этого предмета.
В дидактической игре можно упражнять детей в дифференцировании предметов по величине. Например, после обследования чучел белок предложить детям рассортировать желуди по величине на большие и маленькие для того, чтобы "накормить” белочку - маму и ее детеныша.
Можно сочетать упражнения на ознакомления с формой с дифференциацией величины, т.е. при одинаковой форме предметов варьировать их величину. В первых упражнениях надо использовать объекты, резко отличающиеся по величине. Соответствующий цикл коррекционных упражнений следует начинать с двух предметов (большой - маленький), зятем предъявлять детям три предмета (большой, меньше еще меньше), таким образом у детей постепенно вырабатываются умения различать предметы, имеющие большую разницу по величине.
Для формирования этих дифференциаций используются упражнения на собирание различных пирамидок, игры с корзинками-вкладышами, "Почтовый ящик". В последнем случае обследуется ящик, в крышке которого имеются отверстия разной формы и величины. К ящику прилагается набор объемных фигур. От ребенка требуется взять из набора фигуру, обследовать ее, затем найти в крышке ящика соответствующее по форме и величине отверстие и опустить в него фигуру.
Для развития осязательной чувствительности надо уделять особое внимание знакомству и распознавание поверхностей с различными фактурами: гладкие, шершавые, ворсистые и др. Для этого используются наборы тканей, различных сортов бумаги, наборы, включающие предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы, глины и др. материалов. При ознакомлении детей с фактурой предметов их внимание фиксируется также и на температурных ощущениях, получаемых при восприятии различных материалов. Обследуемые материалы необходимо сочетать с характеристикой их фактуры. Например, металл - гладкий, холодный, "бархатная бумага" - шероховатая и мягкая и т.п.
Исследование проводилось на базе МДОУ №85 Засвияжского РОО г. Ульяновска, где присутствуют пять групп для детей с различными нарушениями зрения и одна группа для детей без каких-либо отклонений.
Исследование проводилось с сентября 2005 года по май 2006 года.
В нём участвовало 6 детей с различными зрительными нарушениями.
Список детей экспериментальной группы.
1. Аня К. – 2000 года рождения.
2. Ксения Т.- 2000 года рождения.
3. Андрей Ю.- 15.10 2005 года рождения.
4. Павел Р. – 28.12 2005 года рождения.
5. Саша С.- 2000 года рождения.
6. Настя А. – 25.11. 2005 года рождения.
В группу подбирались дети с наименьшими зрительными возможностями (низкой остротой зрения), т.к. у детей данной категории познание предметного мира происходит на основе тактильного восприятия.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа:
1. констатирующий этап, на котором выявлены уровни сформированности навыков тактильного (осязательного) обследования;
2. формирующий этап, направленный на формирование у слабовидящих дошкольников 6 года жизни навыков тактильного (осязательного) обследования предметов и явлений окружающего мира через дидактические игры и упражнения;
3. контрольный этап, который позволил оценить эффективность предложенной системы дидактических игр и упражнений.
Содержание и результаты констатирующего эксперимента
В экспериментальную группу вошли дети 6 года жизни, имеющие низкую остроту зрения, с разными уровнями развития интеллекта и речевого развития.
Список детей экспериментальной группы.
|  
 № п/п  |   
 Имя, фамилия  |   
 Зрительный диагноз  |   
 Острота зрения  |   
 Интеллект  |  
|  
 1  |   
 Аня К.  |   
 Дальнозоркость слабой степени, содружественное сходящееся косоглазие, астигматизм  |   
 0,6 0,2  |   
 ЗПР  |  
|  
 2.  |   
 Ксения Т.  |   
 Сходящееся содружественное паралитическое косоглазие, гиперметропия слабой степени  |   
 1,0 0,08  |   
 N  |  
|  
 3.  |   
 Андрей Ю.  |   
 Сходящееся косоглазие  |   
 0,8 0,6  |   
 N  |  
|  
 4.  |   
 Павел Р.  |   
 Миопия высокой степени  |   
 0,3 0,3  |   
 ЗПР  |  
|  
 5.  |   
 Саша С.  |   
 Непостоянное сходящееся косоглазие, амблиопия  |   
 0,2 0,4  |   
 ЗПР  |  
|  
 6.  |   
 Настя А.  |   
 Смешанный астигматизм средней степени, гиперметропический астигматизм слабой степени левого глаза, амблиопия  |   
 0,45 0,4  |   
 ЗПР  |  
Функционирование образовательных систем в рамках
единого образовательного пространства
	 Создание единого образовательного пространства диктуется теми объективными процессами, которые происходят ныне в мировом сообществе, предполагающими необходимость интеграции всех сил в освоении информационных, технологических, экономических и других пространств, что становится важным, системообразу ...
	
Понятия числа
	 Преподавание вопросов связанных с развитием учения о числе учитель строит таким образом, чтобы ясна была связь понятий равенства, сумма и произведение, с одной стороны, и понятие числа, с другой. Таким образом, для того чтобы новые числа были равноправными, необходимо введение определения: понятие  ...
	
Память как основа психической деятельности человека
	 Наша память основана на ассоциациях - связях между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными и закреплёнными в нашем сознании. "Память - это отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал ...
	
			На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.