2-3 балла – ребёнок выбирает способ обследования с помощью педагога, обследует объект вместе с педагогом приёмом сопряжённых действий, руки при обследовании напряжены, часто потеют; допускает ошибки в анализе основных признаков предмета: формы, величины,, характере поверхности; ошибается или не узнаёт совсем предметы сложной формы, с трудом выделяют основные части предмета, не точно дают словесное обозначение предмету.
4-5 баллов – ребёнок самостоятельно выбирает способ обследования, использует алгоритм осязательного обследования; при ощупывании руки активны, не напряжены; в обследуемом предмете выделяют основную форму, величину, характер поверхности, температурные ощущения; анализирует основные признаки предмета и словесно их объясняет; выделяет основные части предмета; безошибочно узнаёт предметы простой и сложной формы по тактильным ощущениям и называют их, относит к определённому классу понятий; навыки осязательного обследования доведены до автоматизма.
Исходя из этого, выделяются уровни сформированности навыков тактильного обследования:
100-125 баллов – высокий уровень;
70-99 баллов – средний уровень;
69 и меньше баллов – низкий уровень.
Таким образом, на констатирующем этапе исследования с детьми были проведены дидактические игры и игровые задания, которые включали в себя различные обследовательские действия руками: ощупывание, вдавливание, определение температуры и характера поверхности предмета, выделение формы, величины, частей предмета, а так же метод наблюдения за состоянием мышц руки, последовательностью обследовательских действий, выбором способа тактильного обследования. Использовались индивидуальные беседы, включающие вопросы; приём сопряжённых действий, объяснения, показ образца.
До этого времени дети уже обучались простым обследовательским навыкам. Выполнение этих игр и упражнений показали, что большинство детей с низкой остротой зрения обследовали предмет хаотично: хватались то за одну, то за другую часть предмета. Чтобы дети узнали требуемый предмет, приходилось направлять их руки на планомерное и последовательное обследование. Дети сложные предметы узнавали с трудом. Например,
Настя А. не могла ощупывать предметы самостоятельно, руки у неё были напряжёнными, часто потели, что затрудняло восприятие признаков предмета, кроме того, она с трудом могла выделять составные части предметов, поэтому ей труднее давалось опознание сложных предметов и их заместителей. Павлик Р., владея обследовательскими действиями, всё же ошибался в анализе полученных ощущений, ошибочно называл словом характер поверхности предмета, а так же испытывал трудности при узнавании на ощупь сложных предметов. Андрей Ю всё время пытался снять фланелевую повязку, т.к. привык опираться на зрение. Тем не менее, обследовательские навыки у него достаточно сформированы: он уверенно ощупывал предметы, руки у него движутся последовательно и планомерно, но затруднялся в узнавании заместителей предметов сложной формы. Саша С. и Аня К. все действия проделывали с помощью педагога, но проявляли большой интерес к обыгрыванию этих действий.
Таким образом, хотя дети уже и обучались в средней группе навыкам обследования, всё же сенсорный опыт у них ограничен, что затрудняет узнавание предмета, т.к. ещё не сформирован обобщённый образ предмета.
Таблица 1. Данные обследования
6. |
5. |
4. |
3. |
2. |
1. |
№ п/п |
Таблица №1. Определение уровня сформированности навыков тактильного обследования (при выключении зрения) | ||
Настя А. |
Саша С. |
Павел Р. |
Андрей Ю. |
Ксения Т. |
Аня К. |
Имя Фамилия ребенка | |||
3 |
3 |
4 |
5 |
3 |
3 |
Ощупывание |
Обследовательские действия рукой | ||
3 |
3 |
4 |
5 |
3 |
3 |
Вдавливание | |||
3 |
3 |
4 |
5 |
3 |
3 |
Определение температуры предмета | |||
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
2 |
Определение характера поверхности предмета | |||
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
2 |
Выделение формы | |||
3 |
3 |
4 |
5 |
3 |
3 |
Выделение величины | |||
2 |
3 |
3 |
4 |
2 |
2 |
Выделение частей предмета | |||
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
Яблоко |
Натурального предмета |
Осязательное узнавание простых по форме предметов | |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
2 |
Огурец | |||
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
2 |
Гриб | |||
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
Чашка | |||
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
2 |
Утюг | |||
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
2 |
Яблоко (муляж) |
Игрушки (муляжи) | ||
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
2 |
Огурец (муляж) | |||
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
2 |
Гриб (муляж) | |||
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
Чашка (игрушка) | |||
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
Утюг (игрушка) | |||
3 |
3 |
4 |
5 |
4 |
3 |
Человек |
Натурального предмета |
Осязательное узнавание сложных по форме предметов | |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
Кошка | |||
2 |
3 |
2 |
4 |
3 |
3 |
Стул | |||
2 |
3 |
2 |
4 |
3 |
3 |
Машина | |||
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
Кукла |
Игрушки (муляжи) | ||
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
Кошка (игрушка) | |||
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
Стул (игрушка) | |||
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
Машина (игрушка) | |||
62 |
75 |
75 |
100 |
77 |
61 |
Общее количество баллов |
Научно-исследовательский потенциал
На территории Сибири расположена целая сеть научно-исследовательских институтов, представляющих практически все области человеческих знаний. Исследования проводимые научными коллективами включают широкий круг проблем, в том числе связанных с реализацией различных международных программ, таких как I ...
Обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений
Пропедевтика обучения решению текстовых задач алгебраическим методом. Решение текстовых задач способствует развитию мышления учащихся, более глубокому усвоению идеи функциональной зависимости, повышает вычислительную культуру. В процессе решения текстовых задач у учащихся формируются умения и навык ...
О сущности социально-педагогического компонента в социоклубной
деятельности
Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное сущ ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.