Дидактические игры и упражнения, способствующие формированию навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности

Педагогика » Процесс формирования навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности у слабовидящих дошкольников » Дидактические игры и упражнения, способствующие формированию навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности

Страница 3

2-3 балла – ребёнок выбирает способ обследования с помощью педагога, обследует объект вместе с педагогом приёмом сопряжённых действий, руки при обследовании напряжены, часто потеют; допускает ошибки в анализе основных признаков предмета: формы, величины,, характере поверхности; ошибается или не узнаёт совсем предметы сложной формы, с трудом выделяют основные части предмета, не точно дают словесное обозначение предмету.

4-5 баллов – ребёнок самостоятельно выбирает способ обследования, использует алгоритм осязательного обследования; при ощупывании руки активны, не напряжены; в обследуемом предмете выделяют основную форму, величину, характер поверхности, температурные ощущения; анализирует основные признаки предмета и словесно их объясняет; выделяет основные части предмета; безошибочно узнаёт предметы простой и сложной формы по тактильным ощущениям и называют их, относит к определённому классу понятий; навыки осязательного обследования доведены до автоматизма.

Исходя из этого, выделяются уровни сформированности навыков тактильного обследования:

100-125 баллов – высокий уровень;

70-99 баллов – средний уровень;

69 и меньше баллов – низкий уровень.

Таким образом, на констатирующем этапе исследования с детьми были проведены дидактические игры и игровые задания, которые включали в себя различные обследовательские действия руками: ощупывание, вдавливание, определение температуры и характера поверхности предмета, выделение формы, величины, частей предмета, а так же метод наблюдения за состоянием мышц руки, последовательностью обследовательских действий, выбором способа тактильного обследования. Использовались индивидуальные беседы, включающие вопросы; приём сопряжённых действий, объяснения, показ образца.

До этого времени дети уже обучались простым обследовательским навыкам. Выполнение этих игр и упражнений показали, что большинство детей с низкой остротой зрения обследовали предмет хаотично: хватались то за одну, то за другую часть предмета. Чтобы дети узнали требуемый предмет, приходилось направлять их руки на планомерное и последовательное обследование. Дети сложные предметы узнавали с трудом. Например,

Настя А. не могла ощупывать предметы самостоятельно, руки у неё были напряжёнными, часто потели, что затрудняло восприятие признаков предмета, кроме того, она с трудом могла выделять составные части предметов, поэтому ей труднее давалось опознание сложных предметов и их заместителей. Павлик Р., владея обследовательскими действиями, всё же ошибался в анализе полученных ощущений, ошибочно называл словом характер поверхности предмета, а так же испытывал трудности при узнавании на ощупь сложных предметов. Андрей Ю всё время пытался снять фланелевую повязку, т.к. привык опираться на зрение. Тем не менее, обследовательские навыки у него достаточно сформированы: он уверенно ощупывал предметы, руки у него движутся последовательно и планомерно, но затруднялся в узнавании заместителей предметов сложной формы. Саша С. и Аня К. все действия проделывали с помощью педагога, но проявляли большой интерес к обыгрыванию этих действий.

Таким образом, хотя дети уже и обучались в средней группе навыкам обследования, всё же сенсорный опыт у них ограничен, что затрудняет узнавание предмета, т.к. ещё не сформирован обобщённый образ предмета.

Таблица 1. Данные обследования

6.

5.

4.

3.

2.

1.

п/п

Таблица №1. Определение уровня сформированности навыков тактильного обследования (при выключении зрения)

Настя А.

Саша С.

Павел Р.

Андрей Ю.

Ксения Т.

Аня К.

Имя Фамилия

ребенка

3

3

4

5

3

3

Ощупывание

Обследовательские действия рукой

3

3

4

5

3

3

Вдавливание

3

3

4

5

3

3

Определение температуры предмета

2

3

3

4

3

2

Определение характера поверхности предмета

3

3

4

4

3

2

Выделение формы

3

3

4

5

3

3

Выделение величины

2

3

3

4

2

2

Выделение частей предмета

3

3

3

4

4

3

Яблоко

Натурального предмета

Осязательное узнавание простых по форме предметов

2

3

3

4

3

2

Огурец

2

3

3

4

3

2

Гриб

3

3

3

4

4

3

Чашка

3

3

3

4

3

2

Утюг

3

3

3

4

3

2

Яблоко (муляж)

Игрушки (муляжи)

2

3

3

4

3

2

Огурец (муляж)

2

3

3

4

3

2

Гриб (муляж)

3

3

3

4

3

3

Чашка (игрушка)

2

3

3

3

3

2

Утюг (игрушка)

3

3

4

5

4

3

Человек

Натурального предмета

Осязательное узнавание сложных по форме предметов

3

3

3

4

3

3

Кошка

2

3

2

4

3

3

Стул

2

3

2

4

3

3

Машина

2

3

2

3

3

2

Кукла

Игрушки (муляжи)

2

3

2

3

3

2

Кошка (игрушка)

2

3

2

3

3

2

Стул (игрушка)

2

3

2

3

3

2

Машина (игрушка)

62

75

75

100

77

61

Общее количество баллов

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Теоретические основы понятия «нравственное воспитание» в педагогической литературе
нравственное воспитание детей дошкольного возраста - одна из основополагающих задач, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях. ребенок дошкольного возраста входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с проявлениями добра и справедливости, милосердия и сострадан ...

Методы проблемного обучения
Метод обучения представляет собой систему организации взаимодействия преподавателя и учащихся, призванную обеспечивать достижение педагогических целей. В зависимости от целей исследования методы обучения классифицируются в педагогической литературе по различным критериям: по источникам передачи сод ...

Классификация текстовых задач
Говоря о классификации задач, необходимо определить, из каких же компонентов состоит задача и на какие этапы можно разделить процесс решения задачи. Процесс решения задачи в методике преподавания математики принято делить на 4 основных типа: Осмысление условия задачи. На этом этапе учащиеся должны ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru