Дидактические игры и упражнения, способствующие формированию навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности

Педагогика » Процесс формирования навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности у слабовидящих дошкольников » Дидактические игры и упражнения, способствующие формированию навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности

Страница 5

Ср. Д/у «Выкладывание из семян гороха предметов посуды».

Цель: закрепить движения рукой по контуру предмета, выделяя его форму, величину и составные части; умение правильно называть все свойства и качества, получаемые от контакта с предметом.

Оборудование: пластилиновая основа с выдавленным контурным изображением овоща, семена гороха.

Чт. Д/у «Экскурсия на кухню».

Цель: дать детям представление о том, что посуда бывает разная по форме, величине и по виду (большая, круглая, маленькая, квадратная, фарфоровая, глиняная, стеклянная, металлическая, чайная, столовая, кухонная и т.д.)

Оборудование: посуда разного вида( кухонная: кастрюли, половники, чайники и т.д.; чайная: чашки, блюдца, заварочный чайник, сахарница и т.д ;столовая: тарелки большие и маленькие, ложки, вилки, бокалы, супница и т.д)

Пт. Д/у «Гончары».

Цель: закрепить умение осуществлять перенос обследовательских действий (вдавливание, ощупывание, составление из частей и др.) в самостоятельную практическую деятельность; закрепить свойства пластилина; совершенствовать умение с помощью пальцев рук чувствовать форму посуды.

Оборудование: пластилин, предметы кукольной посуды (чашка, тарелка).

Лексическая тема «Мебель»

Пн. Д/у «Экскурсия по группе».

Цель: закрепить навык тактильного обследования натуральных предметов; выделять характерные свойства и качества, составные элементы; точно обозначать их словом.

Оборудование: натуральные предметы мебели, имеющиеся в групповой комнате ( шкаф, стол, стул, кровать).

Вт. Д/и «Устроим кукле комнату».

Цель: совершенствовать навыки тактильного обследования, умение узнавать в заместителях реальные предметы по их форме, составным частям; закрепить предназначение предметов мебели и их названия; умение ориентироваться в микропространстве при расстановке предметов мебели.

Оборудование: кукольная мебель.

Ср. Д/и «Найди нужный трафарет и нарисуй».

Цель: совершенствовать навык обведения рукой изображения предмета по контуру, умение узнавать предметы мебели по выпуклому контуру, прорисовывать их, выделяя основные части.

Оборудование: трафареты с изображением предметов мебели, бумага, фломастеры.

Чт. Д/и «Найди похожий предмет».

Цель: дать понятие вариативности предметов мебели (стул бывает большой и маленький, со спинкой и без спинки - табурет, с жёстким сидением и мягким сидением – кресло, бывают диваны и т.д ); закрепить обследовательские навыки, развивать тактильную чувствительность от соприкосновения с различными по фактуре предметами мебели.

Оборудование: различные предметы мебели, находящиеся в групповой комнате.

Пт. С/р игра «Семья Барби».

Цель: совершенствовать обследовательские действия в свободной игровой деятельности; свободно узнавать предметы на основе тактильных ощущений.

Оборудование: кукольная мебель для Барби, куклы Барби.

Лексическая тема «Осень»

Пн. Д/и «Экскурсия в парк».

Цель: учить тактильно чувствовать и осязать явления природы – осени; дать понять детям, что и изменения природы можно почувствовать; закрепить умение использовать не только осязание рук, но и лица (чувствовать прохладный ветер, осязать сухие листья деревьев, ветки); тактильно определять изменения в природе (летом листья были мягкими, сочными, шершавыми, а осенью листья – сухие, шуршат, гладкие, ломкие).

Вт. Д/и «С какого дерева листок?».

Цель: закрепить умение узнавать и называть дерево по форме, величине и другим характерным признакам листа; умение последовательно и планомерно обследовать лист по контуру.

Оборудование: вырезанные из бумаги листья клёна, дуба, берёзы, тополя, фланелевые очки.

Ср. Д/и «Нарисуй ковёр из листьев по трафарету».

Цель: совершенствовать навык обведения рукой по контуру предмета, находить нужный контур листка с помощью осязания.

Оборудование: трафареты с изображением различных листьев, бумага, фломастеры.

Чт. Д/и «Чудесный мешочек».

Цель: совершенствовать умение осуществлять целенаправленный выбор предмета на основе осязательных обследовательских действий, узнавать и безошибочно называть предмет.

Оборудование: мешочек, веточки от дерева, листья с разных деревьев.

Пт. Д/у Барельефная лепка «Листок».

Цель: закрепить умение осуществлять перенос обследовательских действий в самостоятельную практическую деятельность, закрепить названия деревьев, чей листок дети будут лепить, совершенствовать двигательные умения и навыки.

Оборудование: пластилиновая основа, цветной пластилин.

Вся коррекционная работа проводилась по лексическим темам. Это давало возможность планомерно охватить все предметы ближайшего окружения. Обучение проводилось последовательно: сначала использовался приём сопряжённых действий, затем дети на основе отражённых действий выполняли обследование, далее - переносили свои движения в свободную практическую деятельность, где навык доводился до автоматизма. Кроме выше указанных приёмов были использованы и другие, такие как образец показа, объяснения, вопросы, беседа с детьми, игровые задания. Обследование предметов в дидактических играх проходило как с выключением зрения, так и с использованием остаточного зрения. При этом, на глаза детей надевались фланелевые очки, чтобы выключить остаточное зрение из акта обследования. Применение этого приёма показало, что у слабовидящих детей обостряется чувствительность при обследовании.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Интеграция знаний и умений как условие творческого саморазвития личности
В настоящее время особую актуальность приобретает внедрение в практику обучения таких методов, которые способствовали бы духовному и творческому саморазвитию личности школьника. В этом контексте важна и проблема создания реальных условий для творческого саморазвития как отдельной личности, так и вс ...

Дополнение к школьному химическому эксперименту по органической химии
Тема «Многоатомные спирты» – одна из ключевых в школьном курсе органической химии. Изучение этой темы дает возможность учителю успешно осуществить опережающее обучение и предварительно ознакомить школьников с такими важными органическими веществами, как жиры (сложные эфиры), углеводы. Кроме того, э ...

Методические аспекты обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи
Развитие и совершенствование методики обучения грамоте детей дошкольного возраста имеет свою историю. Более чем столетие тому назад К.Д. Ушинским был предложен звуковой метод обучения грамоте. Данный метод сменил существовавший до этого буквослагательный метод. Звуковой метод обучения грамоте имел ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru