Для оценки уровня сформированности навыков тактильного обследования предметов были использованы рекомендации Земцовой М.И., которая предложила проводить диагностику в условиях выключенного зрения для получения наиболее достоверных результатов. Выбор диагностических заданий и их последовательность осуществлялась самостоятельно, т.к. на данный момент разработанной методики диагностирования навыков тактильного восприятия не существует
Диагностика представляла собой серию игровых заданий, подобранных в данной последовательности.
I.Обследовательские действия рукой.
1. Ощупывание.
Д/и « Узнай предмет на ощупь».
Цель: проверить активность, слаженность действий обеих рук, умение ощупывать предметы, выделять основные свойства и качества предметов, их составные части; умение узнавать и называть предметы на ощупь.
Оборудование: фланелевые очки, овощи: морковь, огурец, помидор; посуда: чашка, чайник, тарелка; мебель: стол, стул, диван; одежда: майка, рубашка, платье, шорты и т.д.
2. Вдавливание.
Д/и « Слепи из пластилина чашку».
Цель: определить силу пальцев рук, умение выделять составные части предмета.
Оборудование: пластилин, образец выполнения работы.
3. Определение температуры предмета.
Д/и « Горячо – холодно».
Цель: проверить тактильную чувствительность рук, умение определять температуру поверхности предмета, классифицировать их по температурным качествам: холодный, горячий.
Оборудование: металлический предмет, лёд, утюг, зажжённая спичка, вода холодная и тёплая и др., фланелевые очки.
4. Определение характера поверхности предмета.
Д/и « Какой предмет на ощупь», « Что из чего сделано?».
Цель: проверить степень тактильной чувствительности, умение определять тактильные ощущение, получаемые от контакта с предметом; называть эти ощущения словом.
Оборудование: овощи: картофель, помидор, огурец; фрукты: яблоко, персик, груша, апельсин; игрушки: деревянная матрёшка, мягкий медвежонок, пластмассовый кубик, атласная ленточка, фольга, газетная бумага, наждачная бумага и др., фланелевые очки.
5.Выделение формы предмета.
Д/и « Найди на столе круглые предметы, треугольные, квадратные , овальные»
Цель: определить умение ребёнка определять на ощупь форму предметов, согласованно проводить двумя руками по предмету, называть правильно форму предмета.
Оборудование: различные овощи, фрукты, игрушки, предметы посуды и др.
6. Выделение величины.
Д/и « Найди в коробке большие и маленькие мячи».
Цель: выявить умение определять с помощью обследовательских действий величину предмета, узнавать и называть величину словом.
Оборудование: большая коробка, мячи разного размера, фланелевые очки.
7. Выделение частей предмета.
Д/и « Построим дом ». Конструктор.
Цель: определить умение ребёнка определять форму предмета при тактильном обследовании конструктора, выделять составные части дома, составлять из частей целый предмет.
Оборудование: крупный строительный материал.
II. Узнавание простых по форме предметов.
1. Узнавание натуральных предметов.
Д/и « Чудесный мешочек».
Цель: выявить умение применять обследовательские действия для узнавания предметов, выделять форму, величину, характер поверхности предметов на ощупь, узнавать и называть предметы простой формы.
Оборудование: мешочек, яблоко, огурец, гриб, чашка, утюг и др., фланелевые очки.
2. Узнавание заместителей предметов ( игрушек, муляжей).
Д/и « Узнай предмет на ощупь», « Чудесный мешочек».
Цель: определить умение детей узнавать и называть заместителей уже знакомых предметов.
Оборудование: муляжи: яблоко, огурец, гриб; игрушки: чашка, утюг, фланелевые очки.
III. Узнавание сложных по форме предметов.
1. Узнавание натуральных предметов с помощью обследовательских действий.
Д/и « Узнай, что перед тобой?».
Цель: выявить умения детей определять на ощупь предметы сложной формы, выделять форму, величину, составные части, характер поверхности предмета, узнавать и называть предмет на основе полученных ощущений.
Оборудование: ребёнок из группы, натуральная кошка, детский стул, большая машина, фланелевые очки.
2. Узнавание заместителей предметов (игрушек, муляжей).
Д/и « Чудесный мешочек».
Цель: проверить умение детей переносить обследовательские действия с натуральных объектов на их заместителей, выбирать способ тактильного обследования, узнавать и называть предмет по его осязательным признакам, выделять форму, величину, составные части предмета.
Оборудование: мешочек, игрушки: кукла, кошка, кукольный стул, машинка.
Использовалась пятибалльная система оценки, где:
0-1 балл – готовность к осязательному обследованию отсутствует, руки вялы и расслаблены при ощупывании предмета, скованны; дети не владеют приёмами осязательного обследования, не выделяют основные части предмета, его информативные признаки: форму, величину, характер поверхности; не узнают обследуемый объект, не соотносят со словесным обозначением.
Характеристика и особенности развития основных двигательных качеств детей младшего
школьного возраста
В процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний. У детей младшего школьного возра ...
Организация практических занятий по развитию лексических навыков речи
Поскольку в данной работе исследуется и изучается обучение лексике как основному компоненту речевой деятельности, то целью в ходе практики явилось выявление наиболее эффективных приёмов обучения лексике иноязычной речи. Объектом исследования был процесс обучения лексике как главному компоненту рече ...
Роль учителя
Каковы цели обучения? Чему мы должны научить ученика? Упрощенное представление таково: ученик обязан усвоить программный материал. А что значит усвоить? Выучить? Запомнить? Ответить по учебнику? Воспроизвести то, что сохранила память? Память изменчива. Сегодня запомнил, завтра забыл. Спросите учите ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.