Дидактические игры и упражнения, способствующие формированию навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности

Педагогика » Процесс формирования навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности у слабовидящих дошкольников » Дидактические игры и упражнения, способствующие формированию навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности

Страница 2

Для оценки уровня сформированности навыков тактильного обследования предметов были использованы рекомендации Земцовой М.И., которая предложила проводить диагностику в условиях выключенного зрения для получения наиболее достоверных результатов. Выбор диагностических заданий и их последовательность осуществлялась самостоятельно, т.к. на данный момент разработанной методики диагностирования навыков тактильного восприятия не существует

Диагностика представляла собой серию игровых заданий, подобранных в данной последовательности.

I.Обследовательские действия рукой.

1. Ощупывание.

Д/и « Узнай предмет на ощупь».

Цель: проверить активность, слаженность действий обеих рук, умение ощупывать предметы, выделять основные свойства и качества предметов, их составные части; умение узнавать и называть предметы на ощупь.

Оборудование: фланелевые очки, овощи: морковь, огурец, помидор; посуда: чашка, чайник, тарелка; мебель: стол, стул, диван; одежда: майка, рубашка, платье, шорты и т.д.

2. Вдавливание.

Д/и « Слепи из пластилина чашку».

Цель: определить силу пальцев рук, умение выделять составные части предмета.

Оборудование: пластилин, образец выполнения работы.

3. Определение температуры предмета.

Д/и « Горячо – холодно».

Цель: проверить тактильную чувствительность рук, умение определять температуру поверхности предмета, классифицировать их по температурным качествам: холодный, горячий.

Оборудование: металлический предмет, лёд, утюг, зажжённая спичка, вода холодная и тёплая и др., фланелевые очки.

4. Определение характера поверхности предмета.

Д/и « Какой предмет на ощупь», « Что из чего сделано?».

Цель: проверить степень тактильной чувствительности, умение определять тактильные ощущение, получаемые от контакта с предметом; называть эти ощущения словом.

Оборудование: овощи: картофель, помидор, огурец; фрукты: яблоко, персик, груша, апельсин; игрушки: деревянная матрёшка, мягкий медвежонок, пластмассовый кубик, атласная ленточка, фольга, газетная бумага, наждачная бумага и др., фланелевые очки.

5.Выделение формы предмета.

Д/и « Найди на столе круглые предметы, треугольные, квадратные , овальные»

Цель: определить умение ребёнка определять на ощупь форму предметов, согласованно проводить двумя руками по предмету, называть правильно форму предмета.

Оборудование: различные овощи, фрукты, игрушки, предметы посуды и др.

6. Выделение величины.

Д/и « Найди в коробке большие и маленькие мячи».

Цель: выявить умение определять с помощью обследовательских действий величину предмета, узнавать и называть величину словом.

Оборудование: большая коробка, мячи разного размера, фланелевые очки.

7. Выделение частей предмета.

Д/и « Построим дом ». Конструктор.

Цель: определить умение ребёнка определять форму предмета при тактильном обследовании конструктора, выделять составные части дома, составлять из частей целый предмет.

Оборудование: крупный строительный материал.

II. Узнавание простых по форме предметов.

1. Узнавание натуральных предметов.

Д/и « Чудесный мешочек».

Цель: выявить умение применять обследовательские действия для узнавания предметов, выделять форму, величину, характер поверхности предметов на ощупь, узнавать и называть предметы простой формы.

Оборудование: мешочек, яблоко, огурец, гриб, чашка, утюг и др., фланелевые очки.

2. Узнавание заместителей предметов ( игрушек, муляжей).

Д/и « Узнай предмет на ощупь», « Чудесный мешочек».

Цель: определить умение детей узнавать и называть заместителей уже знакомых предметов.

Оборудование: муляжи: яблоко, огурец, гриб; игрушки: чашка, утюг, фланелевые очки.

III. Узнавание сложных по форме предметов.

1. Узнавание натуральных предметов с помощью обследовательских действий.

Д/и « Узнай, что перед тобой?».

Цель: выявить умения детей определять на ощупь предметы сложной формы, выделять форму, величину, составные части, характер поверхности предмета, узнавать и называть предмет на основе полученных ощущений.

Оборудование: ребёнок из группы, натуральная кошка, детский стул, большая машина, фланелевые очки.

2. Узнавание заместителей предметов (игрушек, муляжей).

Д/и « Чудесный мешочек».

Цель: проверить умение детей переносить обследовательские действия с натуральных объектов на их заместителей, выбирать способ тактильного обследования, узнавать и называть предмет по его осязательным признакам, выделять форму, величину, составные части предмета.

Оборудование: мешочек, игрушки: кукла, кошка, кукольный стул, машинка.

Использовалась пятибалльная система оценки, где:

0-1 балл – готовность к осязательному обследованию отсутствует, руки вялы и расслаблены при ощупывании предмета, скованны; дети не владеют приёмами осязательного обследования, не выделяют основные части предмета, его информативные признаки: форму, величину, характер поверхности; не узнают обследуемый объект, не соотносят со словесным обозначением.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Приёмы запоминания правописания непроверяемых слов
Беспроверочные написания - самый трудный раздел методики обучения орфографии, так как в отношении непроверяемых слов не может быть никаких обобщений и их правописание следует запомнить. Окулова Г.Е. в пособии "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе" пишет: "Поско ...

Повышение эффективности социально-педагогического сопровождения путем применения различных педагогических технологий в учреждениях дополнительного образования
По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в ...

Методы объяснения материала в начальной школе
Объектом своего исследования мы выбрали школу №5, 4 «А» класс. В классе 27 детей. Классный руководитель – Максимова Софья Александровна. Для проведения эксперимента мы выбрали из класса 20 детей и разделили их на две группы: экспериментальную и контрольную. Экспериментальная группа: 1 Абильтаев Сом ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru