По результатам констатирующего эксперимента отмечен следующий уровень сформированности навыков тактильного обследования у слабовидящих детей 6 года жизни.
Аня К. – низкий уровень;
Ксения Г. – средний уровень;
Андрей Ю. – высокий уровень;
Павел Р. – средний уровень;
Саша С. – средний уровень;
Настя А. – низкий уровень.
В процентном отношении это выглядит следующим образом:
Высокий уровень – 16%;
Средний уровень – 50%;
Низкий уровень – 33%.
Графическое изображение результата.
График №1.
Y – колличество баллов, полученных после обследования детей формирующей группы;
X – дети экспериментальной группы, соответственно нумерации в таблице.
§ 2. Содержание и методика формирующего этапа экспериментальной работы
Формирующий эксперимент проводился с ноября 2005 года по март 2006 года. В нём участвовали 6 детей экспериментальной группы. По результатам диагностики была определена дальнейшая коррекционная работа. Для этого был составлен перспективный план по обучению слабовидящих детей 6 года жизни навыкам тактильного обследования. Сам процесс обучения состоял из нескольких этапов:
- обследование натуральных объектов;
- обследование его заместителей ( игрушек, муляжей);
- обследование изображений этого же предмета с выпуклым оконтуриванием;
- обследование вариантов предмета и определение его к категории, виду;
- перенос обследовательских действий в самостоятельную деятельность.
Выписка из перспективного плана коррекционной работы на ноябрь месяц 2005 года.
Лексическая тема «Овощи»
Пн. Д/и «Приготовим венегрет».
Цель: учить детей обследовать натуральные овощи в процессе приготовления, совершенствовать обследовательские действия: вдавливание, ощупывание, обведение предмета по контуру пальцами; закрепить умение анализировать полученную информацию о свойствах и качествах овощей.
Оборудование: свекла, морковь, лук, картофель, огурец, нож, тарелка, разделочная доска.
Вт. Д/и «Овощной магазин».
Цель: учить детей переносить обследовательские действия на заместителей предметов; закрепить умение выделять форму, величину, характер поверхности; соотносить полученные ощущения с названием.
Оборудование: муляжи свеклы, огурца, моркови, лука, картофеля, «витрина».
Правило: продают овощи в том случае, если ребёнок правильно определит на ощупь предмет.
Ср. Д/и «Нарисуй овощи по трафарету», «Узнай овощ по выпуклому контуру».
Цель: учить детей находить овощи по выпуклым сторонам трафарета, совершать движения рукой по контуру предмета, определять его форму, величину; развивать тактильную чувствительность.
Оборудование: трафареты овощей, бумага, фломастер или карточки с изображением овощей, очень выпукло оконтуренные.
Чт. Д/и «Угадай, на что похоже?».
Цель: дать детям возможность познакомиться с различными видами поверхностей, закрепить умение распознавать характер поверхности различных предметов, соотносить полученные ощущения с теми предметами, которые уже знакомы; называть словом.
Оборудование: карточки с наклеенными различными поверхностями ( гладкая, шершавая, мягкая, ворсистая, холодная, тёплая и т.д.), фланелевые очки.
Пт. Д/у «Лепка овощей».
Цель: развивать у детей умение осуществлять перенос обследовательских действий в самостоятельную деятельность; закрепить форму, величину предметов; развивать тактильную чувствительность в работе с пластилином, расширять осязательный опыт детей, характеризовать свойства и качества пластилина.
Оборудование: муляжи овощей, цветной пластилин.
Лексическая тема «Посуда»
Пн. Д/и «Накроем стол к обеду».
Цель: учить детей проводить обследование предметов посуды в процессе приготовления их к обеду, закрепить планомерность и последовательность действий, умение анализировать свойства и качества посуды (круглая тарелка, прямоугольный бокал, фарфоровая чашка, металлическая ложка и т.д.); выделять основные составные части (дно, края, носик, ручка, крышка), совершенствовать умение накрывать на стол.
Оборудование: натуральные предметы посуды ( тарелки большая и маленькая, ложка, вилка, блюдце, чашка, хлебница).
Вт. Д/и « Напоим гостей чаем».
Цель: закрепить умение узнавать в игрушках реальный предмет по характерным признакам (форме, величине, составным элементам); совершенствовать планомерное и последовательное тактильное обследование; соотносить величину посуды с величиной того, кому она предназначается; отличать фарфоровые предметы от металлических и глиняных по характеру поверхности; развивать осязательную чувствительность; познакомить с заместителями человека и животных.
Оборудование: кукла, игрушечный медведь, игрушечный зайчик, кукольная посуда разного размера, кукольная мебель разного размера и величины (стол и стул).
Самовоспитание личности как педагогический феномен
Собственно воспитательное воздействие представляет внешнюю часть педагогического процесса — организацию и функционирование воспитательных средств, форм, методов, приемов. Самовоспитание — это вторая, скрытая часть процесса — внутренняя субъектная психическая деятельность ребенка, которая выражается ...
Социальный заказ как цель функционирования
образовательной системы
Образовательная система, будучи неотъемлемой частью общества, выполняет его социальный заказ. Социальный заказ можно определить как формирование личности, готовой к жизни в современном обществе, к участию в общественном производстве с его современным уровнем. Конкретизировать этот заказ применитель ...
Шестой этап в математике конечных количеств
На этом этапе ребенок отражает системность. В возрасте до 3 лет это означает умеет восстановить всю последовательность по имеющимся в ней отдельным элементам или же продолжить последовательность видя общую логику развития. В возрасте от 3 до 6 лет это означает разработку логических средств отражени ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.