Интеллект. Если у руководителя преобладает креативность мышления, он выдаёт фонтан идей, подходит к решению многих вопросов творчески.
Ситуативный компонент. Ситуации бывают разные. Это и эмоциональное состояние, и самочувствие и многое другое.
Эффективность деятельности управления в дошкольном образовательном учреждении во многом определяется соответствием индивидуальных черт руководителя тем социальным ролям и функциям, которые он призван выполнять.
Л.В. Поздняк, Л.М. Волобуева дают обзор публикаций по теории менеджмента, где выделяются социальные роли и функции присущие руководителю дошкольного образовательного учреждения.
И. Ансофф, Г. Кунц, С. О’Доннел и др. выделяют четыре социальные роли руководителя: лидера, администратора, планировщика, предпринимателя.
Роль лидера, рассматривается как способность быть неформальным лидером, обладающим высоким авторитетом и способностью влиять на других людей. Руководитель дошкольного образовательного учреждения в своей деятельности управления должен быть не только менеджером, способным в основном оптимизировать уже сложившуюся ситуацию, но и лидером, способным принимать решения о существенных изменениях, быть стратегом, человеком с идеями. По классификации других авторов с ролью лидера схожи роли мыслителя, штабного работника, организатора.
Роль администратора. В этой роли руководитель дошкольного образовательного учреждения своей деятельностью обеспечивает функционирование дошкольного учреждения в соответствии с действующими нормативными актами, разрабатывает и реализует кадровую политику, Устав, контролирует воспитательно-образовательный процесс, реализацию образовательной программы, сплачивает коллектив и многое другое. (По другой классификации: кадровик, организатор, дипломат, контролёр).
Роль планировщика. В этой роли деятельность управления руководителя дошкольного образовательного учреждения направлена на стратегию развития дошкольного учреждения, на разработку концепции и программы развития, на создание планов организации деятельности коллектива на ближайшую и длительную перспективу (совершенствование воспитательно-образовательного процесса, повышение квалификации и пр.). планировщик имеет аналитический склад ума, методичен в работе, ориентирован на будущее (инноватор, воспитатель).
Роль предпринимателя в своей деятельности руководитель исполняет будучи экспериментатором, находящим новые виды деятельности, нестандартные решения. Он готов к риску, способен проводить в дошкольном образовательном учреждении решительные перемены. Реформатор по сути, нацелен на успех, упорен, настойчив.
Социальные роли руководителя детализируются и проявляются в его специфических функциях.
В литературе существуют разнообразные классификации функций руководителя. В. Пугачёв, основываясь на разработках Е.П. Голландера, П. Шетгена, И. Хейнтце и др. выделяет функции руководителя, присущие и заведующему дошкольным образовательным учреждением. К ним относятся:
оценка ситуации, разработка, обоснование (выяснение, насколько реальны, понятны и контролируемы цели) и постановка целей;
определение и подготовка мероприятий по достижению целей;
координация деятельности сотрудников в соответствии с общими целями;
контроль персонала и соответствия результатов его деятельности общим задачам;
организация деятельности сотрудников, т.е. использование существующих и создание новых организационных структур для руководства персоналом и его деятельностью;
информирование сотрудников;
интерактивное, контактное взаимодействие (коммуникация) – деловое общение для получения информации, консультирования, оказания помощи и т.п.;
формирование системы стимулирования сотрудников и их мотивация;
делегирование задач, компетенции, ответственности;
предотвращение и разрешение конфликтов;
Рекомендации
по разработке мультимедийных презентаций
Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом ...
Особенности развития связной речи детей
среднего дошкольного возраста
Особую чувствительность к звуковой, смысловой и грамматической стороне слова детей среднего дошкольного возраста отмечали многие исследователи. Они подчеркивали, что в этот период происходит становление монологической речи (А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин, Н.И. Жинкин, А.В ...
Пересказ и его характеристика
Пересказ – осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи. Это – сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведения, поня ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.