Интеллект. Если у руководителя преобладает креативность мышления, он выдаёт фонтан идей, подходит к решению многих вопросов творчески.
Ситуативный компонент. Ситуации бывают разные. Это и эмоциональное состояние, и самочувствие и многое другое.
Эффективность деятельности управления в дошкольном образовательном учреждении во многом определяется соответствием индивидуальных черт руководителя тем социальным ролям и функциям, которые он призван выполнять.
Л.В. Поздняк, Л.М. Волобуева дают обзор публикаций по теории менеджмента, где выделяются социальные роли и функции присущие руководителю дошкольного образовательного учреждения.
И. Ансофф, Г. Кунц, С. О’Доннел и др. выделяют четыре социальные роли руководителя: лидера, администратора, планировщика, предпринимателя.
Роль лидера, рассматривается как способность быть неформальным лидером, обладающим высоким авторитетом и способностью влиять на других людей. Руководитель дошкольного образовательного учреждения в своей деятельности управления должен быть не только менеджером, способным в основном оптимизировать уже сложившуюся ситуацию, но и лидером, способным принимать решения о существенных изменениях, быть стратегом, человеком с идеями. По классификации других авторов с ролью лидера схожи роли мыслителя, штабного работника, организатора.
Роль администратора. В этой роли руководитель дошкольного образовательного учреждения своей деятельностью обеспечивает функционирование дошкольного учреждения в соответствии с действующими нормативными актами, разрабатывает и реализует кадровую политику, Устав, контролирует воспитательно-образовательный процесс, реализацию образовательной программы, сплачивает коллектив и многое другое. (По другой классификации: кадровик, организатор, дипломат, контролёр).
Роль планировщика. В этой роли деятельность управления руководителя дошкольного образовательного учреждения направлена на стратегию развития дошкольного учреждения, на разработку концепции и программы развития, на создание планов организации деятельности коллектива на ближайшую и длительную перспективу (совершенствование воспитательно-образовательного процесса, повышение квалификации и пр.). планировщик имеет аналитический склад ума, методичен в работе, ориентирован на будущее (инноватор, воспитатель).
Роль предпринимателя в своей деятельности руководитель исполняет будучи экспериментатором, находящим новые виды деятельности, нестандартные решения. Он готов к риску, способен проводить в дошкольном образовательном учреждении решительные перемены. Реформатор по сути, нацелен на успех, упорен, настойчив.
Социальные роли руководителя детализируются и проявляются в его специфических функциях.
В литературе существуют разнообразные классификации функций руководителя. В. Пугачёв, основываясь на разработках Е.П. Голландера, П. Шетгена, И. Хейнтце и др. выделяет функции руководителя, присущие и заведующему дошкольным образовательным учреждением. К ним относятся:
оценка ситуации, разработка, обоснование (выяснение, насколько реальны, понятны и контролируемы цели) и постановка целей;
определение и подготовка мероприятий по достижению целей;
координация деятельности сотрудников в соответствии с общими целями;
контроль персонала и соответствия результатов его деятельности общим задачам;
организация деятельности сотрудников, т.е. использование существующих и создание новых организационных структур для руководства персоналом и его деятельностью;
информирование сотрудников;
интерактивное, контактное взаимодействие (коммуникация) – деловое общение для получения информации, консультирования, оказания помощи и т.п.;
формирование системы стимулирования сотрудников и их мотивация;
делегирование задач, компетенции, ответственности;
предотвращение и разрешение конфликтов;
Роль трудового воспитания в нравственном
становлении личности ребёнка дошкольного возраста
Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателей большого терпения, определенных знаний возрастной психологии ребенка. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Отсюда все трудности, но в ...
Прoблeмa фoрмирoвaния кoммуникaтивнoй кoмпeтeнтнocти в пcихoлoгo-пeдaгoгичecкoй
литeрaтурe
Пoнятиe «кoмпeтeнтнocть» имeeт лaтинcкиe кoрни и прoиcхoдит oт «compete», чтo пeрeвoдитcя нa руccкий язык кaк «дoбивaюcь», «cooтвeтcтвую», «пoдхoжу», этo пoнятиe дaвнo иcпoльзуeтcя в пcихoлoгичecкoй и пeдaгoгичecкoй литeрaтурe, oднaкo пoвышeнный интeрec к нeму пoявилcя лишь в пocлeднee врeмя. В нoв ...
Особенности коммуникативно-направленного подхода в обучении английскому
языку
Исходя из того, что развитие коммуникативной компетенции является основой содержания обучения иностранному языку, и что коммуникативная компетенция может быть сформирована только при условии сбалансированного, равномерного функционирования абсолютно всех ее структурных компонентов, необходимо опред ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.