Исследование актуального состояния объекта (управляемой системы).
Проектирование перспективного состояния объекта.
Постановка приоритетных целей и задач деятельности по переводу объекта из актуального состояния в спроектированное.
Планирование деятельности по достижению поставленных целей и задач.
Организация спланированной деятельности.
Мотивация деятельности.
Регулирование противоречий.
Контроль и коррекция деятельности.
Анализ и оценка результатов.
В.С.Лазарев выделяет четыре вида управленческих действий: планирование, организацию, руководство и контроль, исходя из того, что в совокупности эти действия образуют полный управленческий цикл от постановки целей до их достижения и потому являются необходимыми и достаточными. При этом он рассматривает эти действия как сложные, имеющие свою структуру и включающие в неё другие действия как компоненты.
Интерес для построения управления в дошкольном образовательном учреждении представляют классификации Ю.А. Конаржевского, П.И. Третьякова и Г.К. Чекмарёвой.
Ю.А. Конаржевский обосновал систему взаимосвязанных видов деятельности руководителя школы. Он выделяет такие функции, как педагогический анализ, планирование, организация, внутришкольный контроль, регулирование.
В качестве системообразующей функции выступает педагогический анализ. В последних работах автор как стержневые функции в управленческом цикле выделяет сбор и отработку информации и принятия на их основе управленческого решения.
П.И. Третьяков и Г.К. Чекмарёва в качестве самостоятельных, но взаимосвязанных функций управления выделяют:
мотивационно-целевую;
планово-прогностическую;
организационно-исполнительскую;
контрольно-оценочную;
контрольно-диагностическую;
регулятивно-коррекционную.
Двойное название делает акцент на целевое назначение этих функций.
Изучение и анализ литературы показывает, что в настоящее время выбор звеньев цикла в управлении образовательным учреждением твёрдо не установлен, а в названиях не наблюдается единообразия.
Сущность управления, отмечают многие авторы (Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, П.Т. Третьяков, Т.И.Шамова) выражается через его функции, в которых определён круг деятельности, её содержание, виды, назначение и роль.
В.С. Лазарев рассматривает функции управления как отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определённого действия для обеспечения целенаправленности и организованности управляемых процессов.
Т.И. Шамова даёт нам следующее определение управленческих функций – это виды деятельности, которые осуществляет управляющий. Каждая функция представляет собой процесс, т.к. состоит из серии взаимосвязанных действий.
Что же такое управление?
Это целенаправленная деятельность руководителя по созданию необходимых условий для оптимального функционирования и развития дошкольного образовательного учреждения.
Заведующая, управляя детским садом, выполняет определённые функции: информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, регулятивно-коррекционную и контрольно-диагностическую. Рассмотрим эти функции более подробно.
Информационно-аналитическая функция.
Обновление управления дошкольным учреждением прежде всего связывают с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления.
Изучение состояния информационного обеспечения управления, проведённое автором в ряде дошкольных учреждений, показало, что руководители располагают большой информацией, но её накопление носит случайный, неорганизованный характер. В этой несистематизированной массе различных сведений трудно вычленить главное звено – ту информацию, которая необходима для принятия эффективного управленческого решения.
Три основных типа дефекта
Всякий дефект следует рассматривать с точки зрения его отношения к центральной нервной системе и психическому аппарату ребенка. В деятельности нервной системы различают три отдельных аппарата, выполняющих различные функции: воспринимающий аппарат (связанный с органами чувств), ответный, или рабочий ...
Роль и значение подвижных игр. Подвижные игры
как средства развития двигательных качеств
Подвижная игра – одна из важнейших средств всестороннего развития детей младшего школьного возраста. Характерная ее возможность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое ...
Программные требования к текстовым умениям учащихся 4-го класса
Текстовые умения − умения определять тему текста, его заголовок, основную мысль, ключевые слова, начальное и завершающее предложения, а также умение составлять текст на заданную или свободную тему. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования предъявляет определ ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.