Задачи и принципы патриотического воспитания

Педагогика » Методика патриотического воспитания в начальной школе » Задачи и принципы патриотического воспитания

Страница 1

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указы­вает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности мно­гонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Однако распад Советского Со­юза, происшедшие в России и других странах СНГ изменения, вызванные пере­ходом из одной экономической форма­ции в другую, привели к деградации сло­жившейся прежде системы патриотиче­ского и интернационального воспитания. В сознание людей стали проникать безы­дейность, эгоцентризм, цинизм, агрессив­ность, нравственный релятивизм. Вызы­вает озабоченность тот факт, что это происходит в России на фоне усиления патриотического воспитания в ведущих странах мира, где культивируется вер­ность родине, уважение к государствен­ному флагу и гербу.

В условиях социальной нестабильно­сти и отсутствия действенных идеологи­ческих установок оказалось весьма слож­ным разработать концепцию, которая бы позволила педагогам определить, какого гражданина следует воспитывать, какие личностные качества необходимо v него формировать. В результате распростране­ние получили различные воззрения наци­оналистического, шовинистического и даже фашистского толка с неадекватным толкованием понятий "Отечество", "граж­данство", "патриотизм", "интернациона­лизм", "национализм", "шовинизм", "фа­шизм", "сионизм", "антисемитизм", "космо­политизм" и т.д. В столь опасной ситуа­ции происходит отход граждан России от прежнего советского патриотизма и постепенное формирование нового — российского патриотизма, в котором дол­жны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив разви­тия социума в обозримом будущем.

Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В.Путин говорит о том, что даже само слово "патриотизм" "подчас ис­пользуется в ироническом или даже руга­тельном смысле. Однако для большин­ства россиян оно сохранило свое перво­начальное, полностью позитивное значе­ние. Это чувство гордости своим Отече­ством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Когда эти чувства свободны от национальной кич­ливости и имперских амбиций, в них нет ничего предосудительного, косного. Это источник мужества, стойкости, силы на­рода. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоин­ство, мы потеряем себя как народ, спо­собный на великие свершения"

В последнее время в обществе все бо­лее широко осознается пагубность для бу­дущего России нравственной деградации, слово "патриотизм" вновь обретает свое высокое значение. Сложившаяся в стране сложная ситуация вызвала озабоченность работников учреждений образования и культуры, ученых, государственных, обще­ственных и религиозных деятелей. По их мнению, патриотическое воспитание яв­ляется важным средством формирования гражданского общества, укрепления един­ства и целостности Российской Федера­ции.

В реализации этой программы огром­ное значение имеет раскрытие сущности цели, задач и принципов воспитания граждан в духе патриотизма и дружбы на­родов. Рассмотрим ключевые понятия.

Как говорится в учебниках по политологии, Российский патриотизм — это отноше­ние граждан к своей Родине — Российской Федерации, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее. Это отноше­ние к необъятным просторам страны, ее природным богатствам, героическому ис­торическому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям, народам, ее населяющим, их национальному достоин­ств); культурам, традициям, соотечествен­никам.

Дружба народов Российской Федерации -это взаимоотношения наций, народно­стей, основанные на идеях гуманизма, де­мократии и добрососедства. Она пред­ставляет собой и процессы воплощения этих идей в сфере межнациональных от­ношений, находящих свое практическое выражение в форме совместных согласо­ванных созидательных действий, направ­ленных на достижение единых целей.

Дружба народов России и российский патриотизм взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Это объясняется тем, что в многонациональном государстве на­циональное (присущее отдельным наро­дам) и гражданско-патриотическое (прису­щее всей федерации) сочетаются как об­щее и особенное. Патриотизм в этих усло­виях не разъединяет и не обособляет на­ции страны, а сближает их, объединяет.

Российский патриотизм не противопо­ставляет народы страны, а сплачивает их в рамках единой Федерации, укрепляет их связи с народами СНГ и других зарубеж­ных стран. В российском патриотизме общероссийское чувство гражданина со­четается с его чувством малой родины. родной республики, области или нацио­нального округа.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Учебно-методическая работа
Поурочно-тематические планы по специальным общетехническим дисциплинам утверждаются на заседании методической комиссии. При их утверждении составляется протокол, который подписывается председателем методической комиссии. Данные планы представляют собой наименование тем, которые необходимо изучить, ...

Словарно-орфографическая работа на основе этимологического анализа
На основании анализа лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы, учебников по русскому языку для начальных классов и по результатам констатирующего эксперимента нами были определены следующие задачи обучающего эксперимента: отобрать из программных списков такие слова с непр ...

Взаимодействие педагогов дополнительного образования с родителями учащихся лицеев
В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием во ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru