Деятельность управления в дошкольном образовательном учреждении, её компоненты, методы и средства

Педагогика » Реализация контрольно-диагностической функции руководителя ДОУ » Деятельность управления в дошкольном образовательном учреждении, её компоненты, методы и средства

Страница 5

Демократизация управления в дошкольном образовательном учреждении, как метод, предполагает:

педагогическое сотрудничество на всех уровнях управления в детском саду;

создание коллектива единомышленников;

делегирование руководителем полномочий подчинённым, оставляя за собой функции главного координатора;

выдачу задания в виде идеи (без чрезмерной детализации);

предоставление подчинённым возможности проявить себя и т.д.

Эффективность деятельности управления в дошкольном образовательном учреждении во многом определяется соответствием индивидуальных черт руководителя тем социальным ролям и функциям, которые он призван выполнять. Сюда же необходимо причислить такие важнейшие средства успешной управленческой деятельности как профессиональная этика и стиль деятельности управления (стиль общения).

Этика – это, как известно, совокупность принципов поведения. Распространяя данное определение на деятельность руководителя дошкольным образовательным учреждением, можно утверждать, что профессиональная этика представляет собой совокупность принципов поведения в процессе общения со своими коллегами и подчинёнными, или, если выразиться точнее, в процессе управления дошкольным образовательным учреждением.

Одним из показателей, определяющих степень профессионализма руководителя дошкольного образовательного учреждения является стиль его управленческой деятельности.

Некоторые исследователи считают, что стиль деятельности управления включает в себя особенности методов и приёмов работы со всем коллективом и отдельными его членами, особенности поведения самого руководителя, организацию его деятельности. Вместе с тем Р.Х.Шакуров подчёркивает, что качества личности руководителя следует рассматривать в их единстве со стилем, хотя между ними имеются существенные различия. Основное состоит в том, что «качества являются лишь отдельными гранями личности, в то время как стиль, является характеристикой деятельности, выступает как синтетическое выражение всей личности, её качеств, знаний, умений, навыков. Таким образом, стиль деятельности управления проявляется через систему наиболее характерных и устойчивых черт (качеств) поведения руководителя дошкольного образовательного учреждения.

Стиль деятельности управления руководителя в дошкольном образовательном учреждении в значительной степени влияет на создание психологического микроклимата в коллективе. Можно до бесконечности перечислять качества, отличающие хорошего руководителя от «просто» руководителя. Выполняя свои функции (организаторскую, планирования, экспертную, арбитражную, новаторскую, контролирующую, буферную и т.д.), руководитель дошкольным образовательным учреждением реализует свои личностные качества через стиль управленческой деятельности, и именно в нём (стиле) проявляется его взаимоотношение с сотрудниками и подчинёнными.

Можно говорить о нескольких стилях деятельности управления.

К. Левин выделяет три стиля управления:

авторитарный;

демократический;

либеральный;

Блейк, Моутон ещё несколько:

ориентирование на задачу,

ориентирование на человека;

ориентирование на людей и на задачу;

ставленник администрации;

конформистский стиль;

деструктивный.

Как отмечает Р.Х. Шакуров, в отечественной и зарубежной социальной психологии имеются различные варианты многопараметральных классификаций стиля деятельности управления. Шакуров выделяет пять групп качеств личности, необходимых для такой классификации.

Демократический стиль деятельности управления наиболее соответствует выполнению функций руководителя дошкольного образовательного учреждения. Руководитель обеспечивает такую атмосферу, при которой каждый член коллектива ощущает свою причастность к решению основных задач. Основные деловые качества руководителя этого стиля деятельности (условно первая группа) «советуется с педагогами, опираясь на их опыт и знания», прислушивается к критическим замечаниям и предложениям», «заботится, чтобы его требования находили поддержку в коллективе», «может признать свою ошибку, извиниться». Деловые черты дополняются свойствами личности руководителя, определяющие отношения в коллективе: объективность, справедливость по отношению к подчинённым, умение замечать их достижения. Практика показывает: там, где руководитель ДОУ должным образом оценивает работу педагогов, коллектив детского сада проявляет большую активность при обсуждении актуальных проблем дошкольного образования, жизни детского сада, скорее находит взаимопонимание с администрацией.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Смотрите также:

Особенности семейного воспитания
Семейное воспитание - специальная педагогическая деятельность родителей в семье, в которой реализуется функция семьи по социализации ребенка. Исследования показывают, что большая часть семей осуществляет воспитание на низком уровне: детей воспитывают стихийно, неосознанно, безответственно, следуют ...

Типы учебных материалов, используемых при дистанционном образовании
Учебные материалы можно классифицировать по ряду признаков. В зависимости от роли, выполняемой в процессе ДО учебные материалы подразделяются на: учебники, учебные пособия, практикумы, сборники лабораторных работ, справочники, методические указания, сборники типовых заданий и упражнений, типовых во ...

Исследование социальной адаптации первоклассников к школьной жизни
Исследование выполнено на базе государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 152 Красногвардейского района. Характеристика базы исследования. Общеобразовательная средняя школа № 152 Красногвардейского района имеет три ступени: начальная школа (1-4 классы), основна ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru