Формируя духовную культуру, как основу индивидуальной художественной культуры, музыкальная педагогика опирается на высокохудожественные образцы классического музыкального искусства. При таком подходе остаются без внимания потребности и интересы школьников-подростков, для которых современная популярная музыка, в частности, рок-творчество, является важным компонентом общения. Общение, как известно, является ведущим типом деятельности у подростков. Школьник-подросток вынужден черпать знания о рок-музыке из средств массовой информации, и, как правило, через неформальные каналы. Информация, полученная таким образом, не всегда позитивно влияет на развитие музыкальной культуры у школьника-подростка.
Образовалась огромная разница между музыкой, которая звучит на уроках в общеобразовательной школе, и музыкой, существующей за пределами школы. Современная музыка воспринимается подростками как обособленная область музыкального искусства, существующая автономно. Таким образом, в сознании школьников-подростков разорвалась нить преемственности музыкального искусства, а это, в свою очередь, мешает полноценному их музыкальному развитию.
Проблема формирования музыкальной культуры современного школьника требует от музыкальной педагогики сегодня оптимальных и эффективных решений.
Перед учителем музыки при этом сегодня все острее встает вопрос преодоления в сознании школьника-подростка образовавшегося разрыва между классическим и современным искусством. Решение данного вопроса является залогом успешного развития музыкальной педагогики, а также утверждения личностного подхода в обучении школьника-подростка. Сегодня существует явная необходимость в создании условий, при которых будут удовлетворены музыкальные потребности современного подростка, т. е. в вооружении учащихся знаниями о рок-музыке, ее сильных и негативных сторонах, ее истоках, путях развития, связи с классической музыкой.
Новое содержание музыкального образования, соответственно, требует новых подходов к обучению. Актуальным становится создание адаптированных методик и программ по изучению современной музыки, в частности, рок-музыки, предполагающих учет психологических особенностей молодежи подросткового возраста.
В работе с подростками необходимо использовать следующие методы наглядно-обобщающего и эмпирико-аналитического обучения:
Метод монологически-диалогического изложения: рассказ, объяснение, беседа, лекция.
Метод визуального изучения явлений и зрительно-звуковой информации.
Метод самостоятельной работы с источником.
Метод создания проблемной ситуации.
Метод – игровая ситуация.
Метод – учебная дискуссия.
Метод учебно-критического выражения.
Использование данных методов привело к разработке ряда методик, направленных на развитие музыкальной культуры школьника-подростка:
«Представление любимой рок-группы», в процессе которой ребята показывают основные достоинства избранных музыкантов.
«Рецензия на песенный репертуар рок-группы». В основе методики заложен метод обучающего рецензирования.
«Проект программы для последующих поколений». Ребята обсуждают вопрос «жизнеспособности» группы и ее позитивное влияние на развитие рок-музыки и музыкального искусства.
«Определи стилевое направление рок-группы». Эта методика направлена на развитие у школьников-подростков способности различения стилей.
Исторические аспекты проблемного обучения
Идеи активизации обучения, мобилизации познавательных сил учащихся путем включения их в самостоятельную исследовательскую деятельность нашли отражение в трудах Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега, представителей «нового воспитания», которые пытались противопоставить догматическому заучиван ...
Содержание функций деятельности социального
педагога школы
Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность по сути представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите л ...
Организация практических занятий по развитию лексических навыков речи
Поскольку в данной работе исследуется и изучается обучение лексике как основному компоненту речевой деятельности, то целью в ходе практики явилось выявление наиболее эффективных приёмов обучения лексике иноязычной речи. Объектом исследования был процесс обучения лексике как главному компоненту рече ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.