Формируя духовную культуру, как основу индивидуальной художественной культуры, музыкальная педагогика опирается на высокохудожественные образцы классического музыкального искусства. При таком подходе остаются без внимания потребности и интересы школьников-подростков, для которых современная популярная музыка, в частности, рок-творчество, является важным компонентом общения. Общение, как известно, является ведущим типом деятельности у подростков. Школьник-подросток вынужден черпать знания о рок-музыке из средств массовой информации, и, как правило, через неформальные каналы. Информация, полученная таким образом, не всегда позитивно влияет на развитие музыкальной культуры у школьника-подростка.
Образовалась огромная разница между музыкой, которая звучит на уроках в общеобразовательной школе, и музыкой, существующей за пределами школы. Современная музыка воспринимается подростками как обособленная область музыкального искусства, существующая автономно. Таким образом, в сознании школьников-подростков разорвалась нить преемственности музыкального искусства, а это, в свою очередь, мешает полноценному их музыкальному развитию.
Проблема формирования музыкальной культуры современного школьника требует от музыкальной педагогики сегодня оптимальных и эффективных решений.
Перед учителем музыки при этом сегодня все острее встает вопрос преодоления в сознании школьника-подростка образовавшегося разрыва между классическим и современным искусством. Решение данного вопроса является залогом успешного развития музыкальной педагогики, а также утверждения личностного подхода в обучении школьника-подростка. Сегодня существует явная необходимость в создании условий, при которых будут удовлетворены музыкальные потребности современного подростка, т. е. в вооружении учащихся знаниями о рок-музыке, ее сильных и негативных сторонах, ее истоках, путях развития, связи с классической музыкой.
Новое содержание музыкального образования, соответственно, требует новых подходов к обучению. Актуальным становится создание адаптированных методик и программ по изучению современной музыки, в частности, рок-музыки, предполагающих учет психологических особенностей молодежи подросткового возраста.
В работе с подростками необходимо использовать следующие методы наглядно-обобщающего и эмпирико-аналитического обучения:
Метод монологически-диалогического изложения: рассказ, объяснение, беседа, лекция.
Метод визуального изучения явлений и зрительно-звуковой информации.
Метод самостоятельной работы с источником.
Метод создания проблемной ситуации.
Метод – игровая ситуация.
Метод – учебная дискуссия.
Метод учебно-критического выражения.
Использование данных методов привело к разработке ряда методик, направленных на развитие музыкальной культуры школьника-подростка:
«Представление любимой рок-группы», в процессе которой ребята показывают основные достоинства избранных музыкантов.
«Рецензия на песенный репертуар рок-группы». В основе методики заложен метод обучающего рецензирования.
«Проект программы для последующих поколений». Ребята обсуждают вопрос «жизнеспособности» группы и ее позитивное влияние на развитие рок-музыки и музыкального искусства.
«Определи стилевое направление рок-группы». Эта методика направлена на развитие у школьников-подростков способности различения стилей.
Анализ каллиграфических ошибок в почерке школьников
К каллиграфическим ошибкам относятся следующие: 1) дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке; 2) пишут буквы слишком размашисто или слишком узко; 3) наблюдается разноправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево; 4) не соблю ...
Изучение эффективности коррекционно-развивающего обучения
После проведения с детьми коррекционных занятий, нами была проведена повторная диагностика всех 24 детей по тем же методикам, что и на начальном этапе эксперимента (Катаева А.А., Стребелева Е. А.): 1). Методика "Цвета"; 2). Методика "Формы"; 3). Методика "Сложи полоски" ...
Сущность и характеристика детского коллектива
Слово «коллектив» происходит от латинского collido, что в переводе означает «объединяю», а латинское collektivus — собирательный. Таким образом, слово «коллектив» означает «собирательность», т. е. некоторая целостность, единство. Давая педагогическое определение коллектива, Н. К. Крупская отмечала, ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.