Особенности влияния рок-музыки на формирование музыкально-эстетической культуры подростков

Педагогика » Особенности влияния рок-музыки на формирование музыкально-эстетической культуры подростков

Рок- музыка как новый способ творческого самовыражения молодежи родилась почти пятьдесят лет назад. В соизмерении с общим историческим процессом развития музыкального искусства это срок почти незаметный. Однако, в условиях ускоренного темпа жизни конца ХХ века, интенсивного развития средств массовых коммуникаций данного времени хватило, чтобы рок-музыка завоевала и заметно изменила мир. Ее влияние затронуло почти все сферы жизни: отношение к искусству, моде, досугу, творчеству, семье, образованию.

Сила воздействия рок-музыки на общество по мнению разных исследователей обусловлена тем, что это, прежде всего, социальный феномен, отражающий новый способ мышления, мироотношения, новой жизненной позиции, стремление молодежи к самоутверждению, поиску собственного стиля, образа жизни, тяги к экспериментированию. Нормализованная потребность к новизне, к утверждению самости, во все времена затрудняла процесс социализации, угнетала духовные силы юных. В ХХ веке устремленность освободится от консерватизма традиционной культуры, сконцентрировавшись в энергетическом порыве рок-музыки, отразившем новую эстетику, новое мировоззрение.

Своей силой рок-музыка сумела заметно изменить окружающий мир, способствуя прежде всего его омоложению, ориентации на молодежный имидж. Под влиянием рок-музыки в жизни распространились новые ценности, новый более свободный стиль общения, новые формы проведения досуга. Музыка также повлияла на жизнь общества, открылись новые условия для объединения людей, независимо от национальности, религиозного происхождения. Для человечества рок-музыка стала новым способом вхождения в диалог культур, укреплением пространственных, временных связей в искусстве.

Как чисто музыкальное явление она открыла широкие возможности для массового музицирования, способствовала совершенствованию звукозаписи, обновлению музыкального языка, обогащению представлений о возможностях звука. Она оказала противоречивое воздействие на процесс социализации детей и подростков.

Благодаря фантастическому развитию звуковоспроизводящей техники, телевидения и компьютеров, молодежь третьего тысячелетия постоянно находится в атмосфере легких жанров. Отворачиваясь от этого явления, современная школа, фактически способствует стихийному формированию музыкально-эстетических вкусов учащихся. Не прятаться от реалий современной массовой культуры, а наоборот, помочь подросткам сориентироваться в многозвучности жанров и стилей творчества в наши дни – важная задача современного учителя музыки. В связи с актуальностью обозначаемой проблемы

целью нашего исследования является анализ, изучение, выявление роли и места рок-музыки в современной музыкальной культуре, ее влияние на формирование музыкально-эстетической культуры, а также разработка модели учебно-воспитательного процесса, ориентированного на формирование у старшеклассников эстетически значимой системы ценностей и вкусов. В соответствии с целью нами были выдвинуты Задачи:

Изучение литературы по данной теме

Определение музыковедческих признаков, характеризующих рок-музыку

Разработка принципов и методов учебно-воспитательной работы, способствующих становлению музыкально-эстетической культуры подростков.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс, ориентированный на формирование у подростков эмоционально-ценностного отношения к рок-музыке.

Предметом исследования выступает формирование музыкально-эстетической культуры с применением прогрессивных методов обучения, а также использования внеклассных и внеурочных форм работы.

Методами исследования являются анализ литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация теоретического материала и педагогическое наблюдение.

Методологической базой нашего исследования явились концепции В. А Сухомлинского о музыке как средстве формирования эстетической культуры; Лармина О. В. о развитости способности художественного восприятия, важности эстетически понимать, оценивать его; Ю. Б. Алиева о специфических средствах становления музыкальной культуры у подростков, проблемно- творческих методах приобщения учащихся к музыке; Дмитриевой Л. Г., Черноиваненко Н. М. О формах проведения досуга старшеклассников с целью формирования музыкально-эстетической культуры; Кабиловой С. Ф. о проблеме формирования музыкальной культуры современного школьника.

Первая глава рассматривает теоретические основы формирования у подростков эмоционально-ценностного отношения к рок-музыке. Определяет рок-музыку как неотъемлемую часть современной массовой культуры и освещает проблемы формирования музыкально-эстетической культуры старшеклассников.

Вторая глава посвящена характеристике педагогических условий формирования музыкально-эстетической культуры старшеклассников и эмоционально-ценностного отношения к «легкой» музыке. В ней анализируется содержание современных методик по изучению «легкой» музыки в современной общеобразовательной школе и показана технология организации внеурочной и внеклассной деятельности подростков. Прилагается заключение и библиография с указанием литературных источников.

Смотрите также:

Делинквентное поведение
При изложении материала данной главы были использованы сведения из книги Б.Н. Алмазова. Делинквентное поведение включает следующие проблемы: побеги детей и подростков из дома и бродяжничество, злоупотребление спиртными напитками, аутоагрессивное поведение, нанесение татуировок. Первая проблема была ...

Оборудование урока рисования с натуры. Подготовка учителя к уроку
Целенаправленное рисование с натуры содействует формированию мировоззрения учащихся, приучает их к сознательному восприятию явлений и предметов окружающей действительности, воспитывает их художественный вкус. Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение ...

Особенности сочинения как формы работы на уроках русского языка
Среди других видов работы по русскому языку сочинение занимает исключительно важное место. Именно в процессе создания сочинения ученик получает возможность раскрыть свой внутренний мир, сформировать мировосприятие и очертить круг интересующих его проблем. Этот вид работы позволяет обнаружить как ур ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru