Организация эксперимента по проверке эффективности коррекции неуспеваемости учащихся

Педагогика » Психолого-педагогическая коррекция школьной неуспеваемости » Организация эксперимента по проверке эффективности коррекции неуспеваемости учащихся

Страница 12

Диагностика речи

Методика 7. Определение активного словаря.

Цель: оценка активного уровня словаря.

Методика 8. Определение понятий

Цель: оценка уровня определений понятий

Таблица 31. Полученные результаты

Ф.И.

Речь

Активный словарь

Определение понятий

2. Терентьева Т.

4б-ср. у

5б-ср. у

3. Боева О.

4б-ср. у

5б-ср. у

4. Шалашнова О.

5б-ср. у

7б-ср. у

6. Косногоров С.

4б-ср. у

5б-ср. у

7. Юшкин С.

4б-ср. у

4б-ср. у

Оценка и анализ результатов диагностики

Поведя повторную диагностику познавательных процессов, наблюдается, что повысился уровень умственных способностей, а также снизилась степень тревожности и неблагоприятных психических состояний.

Вывод: при наличии того, что все составляющие эксперимента достигли своей цели можно констатировать, что в целом эксперимент имел положительный исход.

различными причинами.

Первый и второй примеры иллюстрируют группу школьников, неуспеваемость которых обусловлена трудностями усвоения учебного материала, связанную с недостаточно активным участием интеллектуальной деятельности в их учебной работе.

Пример 1.

Учительница 1 класса одной из московских школ обнаружила у своего ученика Коли П. абсолютное неумение передать содержание прочтенного рассказа. Учительница считала, что у Коли патологически плохая память. Однако этот недостаток памяти проявлялся у мальчика только по отношению к пересказу. В других видах учебной деятельности, как и вообще в любой деятельности, у Коли нельзя было обнаружить никаких недостатков в работе памяти. В то же время из прочитанного текста, даже после многократного чтения, мальчик почти ничего не мог воспроизвести. Более подробное изучение того, как он читает и рассказывает, показало, что Коля не понимал читаемого текста и даже не стремился его понять. При чтении перед ним даже не вставала задача осмыслить содержание, понять его, узнать, о чем он читает. Вместо понимания он стремился выучить текст наизусть. Естественно, что восьмилетний ребенок не мог запомнить и рассказать совершенно бессодержательный для него материал.

Учительнице пришлось учить его понимать читаемый текст путем специально разработанных способов, начиная с очень легких текстов. Например:» Прочти и скажи, как зовут девочку». Затем вопросы усложнялись:» Прочти и скажи, о ком там говорится, или куда пошел мальчик, что сделала девочка?» Постепенно усложнялись не только вопросы, но и тексты. Скоро мальчик научился обращать внимание при чтении на содержание текста и осмысливать его, а вместе с этим он перестал забывать его.

Если бы учительница своевременно не преодолела отмеченную особенность в учебной деятельности мальчика, эта особенность могла бы сохраниться и дольше.

Пример 2.

Особенно ярко черты, характеризующие интеллектуальную пассивность, проявлялись у двух учениц 5 класса – Оли П. и Жени С. Обе девочки до 5 класса, в котором они остались на второй год, сидели также по два года в 1,3 и 4 классах. Все учителя, без исключения, утверждали, что они не в состоянии усваивать программу обычной школы. В 5 классе обе ученицы имели по всем предметам оценку «два».

Наблюдая за ними, можно было видеть, что они даже и не стремятся понять смысла читаемого текста, а тратят все усилия на то, чтобы его запомнить. Для того, чтобы выучить три-четыре строчки учебника (по истории, географии или естествознанию), они затрачивали от одного до полутора часов, зазубривая по полуфразе, иногда по два-три слова. Выяснилось, что многих слов они не понимали, причем не делали попытки их понять, не спрашивали их значения и, что является очень характерным, отказывались выслушать объяснение этих слов, утверждая, что их легче выучить так.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14

Смотрите также:

Построение проекта выхода из затруднения
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом ...

Технология деятельностного метода обучения
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. «Сообразно ему следовало бы поступать ...

Изучение химии на профильном уровне
На профильном уровне химия изучается 3 часа в неделю в соответствии со стандартом и примерной программой. Примерная программа по органической химии на профильном уровне. Изучение химии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение сист ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru