Организация эксперимента по проверке эффективности коррекции неуспеваемости учащихся

Педагогика » Психолого-педагогическая коррекция школьной неуспеваемости » Организация эксперимента по проверке эффективности коррекции неуспеваемости учащихся

Страница 12

Диагностика речи

Методика 7. Определение активного словаря.

Цель: оценка активного уровня словаря.

Методика 8. Определение понятий

Цель: оценка уровня определений понятий

Таблица 31. Полученные результаты

Ф.И.

Речь

Активный словарь

Определение понятий

2. Терентьева Т.

4б-ср. у

5б-ср. у

3. Боева О.

4б-ср. у

5б-ср. у

4. Шалашнова О.

5б-ср. у

7б-ср. у

6. Косногоров С.

4б-ср. у

5б-ср. у

7. Юшкин С.

4б-ср. у

4б-ср. у

Оценка и анализ результатов диагностики

Поведя повторную диагностику познавательных процессов, наблюдается, что повысился уровень умственных способностей, а также снизилась степень тревожности и неблагоприятных психических состояний.

Вывод: при наличии того, что все составляющие эксперимента достигли своей цели можно констатировать, что в целом эксперимент имел положительный исход.

различными причинами.

Первый и второй примеры иллюстрируют группу школьников, неуспеваемость которых обусловлена трудностями усвоения учебного материала, связанную с недостаточно активным участием интеллектуальной деятельности в их учебной работе.

Пример 1.

Учительница 1 класса одной из московских школ обнаружила у своего ученика Коли П. абсолютное неумение передать содержание прочтенного рассказа. Учительница считала, что у Коли патологически плохая память. Однако этот недостаток памяти проявлялся у мальчика только по отношению к пересказу. В других видах учебной деятельности, как и вообще в любой деятельности, у Коли нельзя было обнаружить никаких недостатков в работе памяти. В то же время из прочитанного текста, даже после многократного чтения, мальчик почти ничего не мог воспроизвести. Более подробное изучение того, как он читает и рассказывает, показало, что Коля не понимал читаемого текста и даже не стремился его понять. При чтении перед ним даже не вставала задача осмыслить содержание, понять его, узнать, о чем он читает. Вместо понимания он стремился выучить текст наизусть. Естественно, что восьмилетний ребенок не мог запомнить и рассказать совершенно бессодержательный для него материал.

Учительнице пришлось учить его понимать читаемый текст путем специально разработанных способов, начиная с очень легких текстов. Например:» Прочти и скажи, как зовут девочку». Затем вопросы усложнялись:» Прочти и скажи, о ком там говорится, или куда пошел мальчик, что сделала девочка?» Постепенно усложнялись не только вопросы, но и тексты. Скоро мальчик научился обращать внимание при чтении на содержание текста и осмысливать его, а вместе с этим он перестал забывать его.

Если бы учительница своевременно не преодолела отмеченную особенность в учебной деятельности мальчика, эта особенность могла бы сохраниться и дольше.

Пример 2.

Особенно ярко черты, характеризующие интеллектуальную пассивность, проявлялись у двух учениц 5 класса – Оли П. и Жени С. Обе девочки до 5 класса, в котором они остались на второй год, сидели также по два года в 1,3 и 4 классах. Все учителя, без исключения, утверждали, что они не в состоянии усваивать программу обычной школы. В 5 классе обе ученицы имели по всем предметам оценку «два».

Наблюдая за ними, можно было видеть, что они даже и не стремятся понять смысла читаемого текста, а тратят все усилия на то, чтобы его запомнить. Для того, чтобы выучить три-четыре строчки учебника (по истории, географии или естествознанию), они затрачивали от одного до полутора часов, зазубривая по полуфразе, иногда по два-три слова. Выяснилось, что многих слов они не понимали, причем не делали попытки их понять, не спрашивали их значения и, что является очень характерным, отказывались выслушать объяснение этих слов, утверждая, что их легче выучить так.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14

Смотрите также:

Алгоритм введения технологии взаимного обучения
Внимание, связанное с интересом, бывает длительным и глубоким. Огромно влияние интереса на память: интересное запоминается легко, быстро и прочно. Нельзя забывать, что у ребенка гораздо меньше, чем у взрослого, развиты воля, произвольное внимание и запоминание, необходимые для того, чтобы учиться, ...

Урок как основная форма организации обучения в школе
Урок — основная структурная единица учебного процесса в школе. Она характеризуется постоянным составом обучаемых групп, относительно стабильным составом педагогов, предметной системой обучения и относительной структурной законченностью определенного цикла обучения (проверка пройденного, изучение но ...

Ритмика, физическая культура, игровая деятельность и арттерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Игровые методы для развития речи, используемые в работе с детьми с задержкой психического развития Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернут ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru