Организация эксперимента по проверке эффективности коррекции неуспеваемости учащихся

Педагогика » Психолого-педагогическая коррекция школьной неуспеваемости » Организация эксперимента по проверке эффективности коррекции неуспеваемости учащихся

Страница 13

Условия арифметической задачи эти ученицы даже не читали, они сразу смотрели ответ, а затем пытались комбинировать имеющиеся в задаче числовые данные и очень скоро прекращали самостоятельные попытки решить задачу. В классе они списывали решение у кого-нибудь из товарищей.

В изложении они перепутывали факты и события, писали совершенно несуразные вещи. Вместе с тем в тетрадях у них всегда было выполнено все, что требуется. Чистое и аккуратное выполнение всех письменных заданий дома свидетельствовало о том старании, с которым эти девочки работали.

Казалось бы, что эти ученицы не могут обучаться в школе и что пребывание их в обычной школе является случайностью. К сожалению, изучение неуспевающих учеников в различных школах и классах показало, что аналогичные случаи встречаются в школах в довольно большом количестве.

Пример 3. Опишем учебную деятельность школьника, неуспеваемость которого обусловлена недостаточно развитыми общественными мотивами учения и неразвившимися личными мотивами учения.

Витя П. ученик 4 класса, учиться не любит, школу посещать не хочет. Не бросает учения совсем только потому, что его заставляют родные. Учится Витя плохо, имеет много «двоек». Плохая успеваемость мальчика не огорчает. Хотя он иногда и заявляет, что хотел бы получить лучшие отметки для того, чтобы не огорчать мать, это желание остается формальным и не побуждает его учиться лучше. Учителя не считают Витю способным, но, по их мнению, если бы он захотел, то мог бы учиться без «двоек». Успехи товарищей Витю не интересуют, он не знает, кто из них как учится, кто в классе имеет «двойки», кто является лучшим математиком, кто хорошо пишет сочинения. Точно также он считает и свою успеваемость делом, которое никого не может и не должно интересовать. Когда по нашей просьбе председатель совета отряда попробовал поговорить с ним на эту тему, он заявил, что он не желает учиться лучше, что он вообще не понимает, почему кто-либо интересуется его успеваемостью.

Витя живет в классе особняком, не интересуется жизнью и делами своих товарищей.

Можно предположить, что причиной такого неправильного отношения к учению у данного ученика послужили обстоятельства его жизни. Так как Витя поступил в школу избалованным ребенком, не привыкшим иметь вообще какие-либо обязанности и ответственно их выполнять, он плохо справлялся и со своими школьными обязанностями. В результате он учился плохо, а в первом и третьем классах оставался на второй год.

Обособленное положение усугублялось так же и тем, что мальчик был старше своих товарищей. В конце концов он окончательно отдалился от коллектива товарищей и нашел интересы, посторонние учебной жизни, школе (он увлекся чтением, приобрел товарищей вне школы, с которыми играл в футбол. хоккей).

Такое положение ученика в классе, которое мы видели у Вити П., обособленность его от детского коллектива, наличие интересов, не связанных с жизнью школы, отсутствие дружеских, товарищеских отношений с учениками своего класса являются очень частой причиной, препятствующей школьникам усвоить общественный смысл учения, сформировать у них правильные, достаточно высокие общественные мотивы. У ученика, выключенного из этой коллективной жизни, не стремящегося к ней, не интересующегося этой жизнью, не формируются и высокие общественные мотивы учения.

Пример 4. Опишем учебную деятельность школьников первого класса, причиной неуспеваемости которых является неумением трудиться и кратко форму работы, проводимую с этими учениками.

Работа с неуспевающими учениками была построена следующим образом. Подход к каждому ученику был индивидуальный. Активно и целенаправленно велась робота по воспитанию у этих учеников привычек, умений, мотивов, чувств, необходимых для учебного труда. Воспитание заключалось в такой организации труда, которая побуждает учеников трудиться. Была сделана попытка связать качество учебной работы школьника с его положением, т.е. добиться того, чтобы они казались ученику настолько же обязательными и необходимыми, насколько является обязательным, например, вставать при ответе учителю.

Дети, которые не выполнили или плохо выполнили свою учебную работу, все равно домашнюю или классную, оставались после уроков. Это проводилось систематически и обязательно. Постоянство требований, неуклонность в их предъявлении имели большое значение для формирования привычки выполнять всегда дело хорошо. Между выполнением работы учеником и ее оценкой, а затем переделкой был небольшой промежуток. Таким образом воспитывалось отношение к качеству своей работы. Велась работа по формированию общественного мнения.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14

Смотрите также:

Основы работы с умственно отсталыми и физически дефективными детьми
Всякий дефект, т. е. какой-либо телесный недостаток, ставит организм перед задачей преодолеть этот дефект, восполнить недостаток, компенсировать ущерб, приносимый им. Таким образом, влияние дефекта всегда двойственно и противоречиво: с одной стороны, он ослабляет организм, подрывает его деятельност ...

Развитие профильного образования в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации и Краснодарском крае
Глобализация экономики и задача формирования общества, основанного на знаниях, ставят новые требования перед системой образования и обучения. Развитие образования теснейшим образом связано и с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочну ...

Психолого-педагогические основы дифференциального обучения
Дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в реализации многообразия образовательных систем, развития индивидуализации обучения, способностей, познавательной активности школьников, норм ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru