Формы и методы построения процесса формирования у учащихся эстетических знаний и умений по технологии обработки ткани и волокнистых материалов

Педагогика » Формирование у учащихся V–IX классов эстетических знаний и умений по технологии обработки ткани и волокнистых материалов » Формы и методы построения процесса формирования у учащихся эстетических знаний и умений по технологии обработки ткани и волокнистых материалов

Страница 1

Введение в школы, гимназии, лицеи образовательной области «Технология» коренным образом меняет не только содержание учебного предмета «Обслуживающий труд», но и методы обучения, позволяющие вырабатывать у учащихся качества личности, которые предъявляет общество к ним: высокая общая культура, широкое научное мировоззрение, основанное на глубоких знаниях и жизненном опыте, целеустремленность в достижении поставленной цели, постоянное саморазвитие и самосовершенствование, овладение профессий в определенной сфере труда, необходимый уровень развития познавательных и творческих способностей. Образовательная область «Технология» включает в себя разделы, охватывающие основы наиболее распространенных и перспективных технологий, позволяет учащейся молодежи приобрести общетрудовые и, в некоторой степени, специальные знания и умения, обеспечивать интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие школьников и помощь им в адаптации к современным социально-экономическим условиям. Все это возможно реализовать при наличии необходимой учебно-методической базы и применение в учебном процессе методик, предусматривающих творческое развитие учащихся.

Для построения оптимального процесса обучения учащихся 5-9 классов и формирования у них эстетических знаний и умений по технологии обработки ткани и волокнистых материалов наряду с содержанием важнейшими структурными компонентами указанного процесса является организация формы познания предметно-преобразующей деятельности, а также используемые учителем методы обучения.

Анализ литературных источников позволяет установить, что в педагогике имеются самые разнообразные классификации методов обучения.

Метод (от греч. «methodos» - путь исследования) – совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненной решению конкретных задач.

Под «методом обучения» понимается систематически применяемой способ работы учителя с учащимися, позволяющий ученикам развивать свои умственные способности и интересы, овладевать знаниями и умениями, а также использовать их на практике.

Большинство отечественных ученых считают, что классификация методов обучения, предложенная Л.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным заслуживает внимания. Они выделяют четыре группы методов:

1. объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод – тренирует память и дает знания, но не обеспечивает радость исследовательской работы и не развивает творческое мышление. Этот метод включает демонстрацию, лекцию, изучение литературы, теле- и радиопередачи, использование дидактических машин и т.п.

2. проблемный метод – главным образом основан на лекции в ходе наблюдений, на работе с книгой, на экспериментировании, на экскурсиях. Благодаря этому методу учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления.

3. частично-поисковый метод, который при самостоятельной работе учащихся, беседе, популярной лекции, проектировании и т.п. предоставляет учащимся возможность принять участие в работе на отдельных этапах научного исследования. При этом они получают возможность ознакомиться с определенными материалами научно-познавательской работы.

4. исследовательский метод – учащиеся постепенно познают принцип и этапы научного исследования, изучают литературу по проблеме, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты.

Авторы предложенной классификации считают, что она обеспечивает постепенный переход от методов, предполагающих сравнительно небольшую самостоятельность учащихся, к методам, отражающимся на их полную самостоятельность. Таким образом, у педагога есть возможность перехода от преподносящих методов к методам, предполагающим взаимные действия учителя и учащихся, к методам самостоятельной работы.

В образовательной области «Технология» все эти методы могут быть конкретизированы по трем группам – в соответствии со способом передачи и усвоения информации: словесные, наглядные и практические. Каждая группа несет свои функциональные отличия и дидактическую нагрузку. Но названные методы достигают оптимального эффекта лишь в гармоничном единстве.

Рассмотрим подробно методы, которые используются для формирования эстетических знаний и умений в образовательной области «Технология» при изучении технологии обработки ткани и волокнистых материалов.

Словесные методы широко используются, поэтому надо отчетливо различать особенности каждого из них, в том числе и методик их применения. Необходимо отметить богатство и выразительность, многообразие образов и понятий, которые можно передать живой речью. Эти методы позволяют учителю технологии излагать материал, знакомить с новыми фактами, научными достижениями, передовыми методами технологии. Живое слово учителя оказывает сильное эмоциональное воздействие на учащихся, будит их мысль, развивает воображение, способствует формированию эстетических качеств личности. К словесным методам относят рассказ, объяснение, школьную лекцию, беседу, самостоятельная работа учащихся с дополнительной учебной литературой, письменное инструктирование, применение радио- и звукозаписи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Общие сведения о перспективе
Перспектива (фр. perspective от лат. Perspicio - ясно вижу) - 1. Явление кажущегося искажения пропорций и формы тел при их визуальном наблюдении. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися на горизонте в двух точках (спереди и сзади наблюдателя); 2. Способ изображения объемных тел, перед ...

Отходы и выбросы стекольного производства
Производство изделий из стекла связано с образованием большого количества отходов и выбросов, которые можно классифицировать по физико-механическому состоянию следующим образом: 1. твердые отходы (стеклобой, сырьевые материалы цехов подготовки шихты в виде пыли, порошковые отходы цехов обработки со ...

Содержание и основные направления экспериментальной работы по обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи
Целью формирующего эксперимента была разработка системы коррекционно-педагогической работы по обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи. В основу разработанной нами системы обучения грамоте был положен звуковой метод обучения чтения Д.Б. Эльконина. Основные особенности использования ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru