Формы и методы построения процесса формирования у учащихся эстетических знаний и умений по технологии обработки ткани и волокнистых материалов

Педагогика » Формирование у учащихся V–IX классов эстетических знаний и умений по технологии обработки ткани и волокнистых материалов » Формы и методы построения процесса формирования у учащихся эстетических знаний и умений по технологии обработки ткани и волокнистых материалов

Страница 1

Введение в школы, гимназии, лицеи образовательной области «Технология» коренным образом меняет не только содержание учебного предмета «Обслуживающий труд», но и методы обучения, позволяющие вырабатывать у учащихся качества личности, которые предъявляет общество к ним: высокая общая культура, широкое научное мировоззрение, основанное на глубоких знаниях и жизненном опыте, целеустремленность в достижении поставленной цели, постоянное саморазвитие и самосовершенствование, овладение профессий в определенной сфере труда, необходимый уровень развития познавательных и творческих способностей. Образовательная область «Технология» включает в себя разделы, охватывающие основы наиболее распространенных и перспективных технологий, позволяет учащейся молодежи приобрести общетрудовые и, в некоторой степени, специальные знания и умения, обеспечивать интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие школьников и помощь им в адаптации к современным социально-экономическим условиям. Все это возможно реализовать при наличии необходимой учебно-методической базы и применение в учебном процессе методик, предусматривающих творческое развитие учащихся.

Для построения оптимального процесса обучения учащихся 5-9 классов и формирования у них эстетических знаний и умений по технологии обработки ткани и волокнистых материалов наряду с содержанием важнейшими структурными компонентами указанного процесса является организация формы познания предметно-преобразующей деятельности, а также используемые учителем методы обучения.

Анализ литературных источников позволяет установить, что в педагогике имеются самые разнообразные классификации методов обучения.

Метод (от греч. «methodos» - путь исследования) – совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненной решению конкретных задач.

Под «методом обучения» понимается систематически применяемой способ работы учителя с учащимися, позволяющий ученикам развивать свои умственные способности и интересы, овладевать знаниями и умениями, а также использовать их на практике.

Большинство отечественных ученых считают, что классификация методов обучения, предложенная Л.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным заслуживает внимания. Они выделяют четыре группы методов:

1. объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод – тренирует память и дает знания, но не обеспечивает радость исследовательской работы и не развивает творческое мышление. Этот метод включает демонстрацию, лекцию, изучение литературы, теле- и радиопередачи, использование дидактических машин и т.п.

2. проблемный метод – главным образом основан на лекции в ходе наблюдений, на работе с книгой, на экспериментировании, на экскурсиях. Благодаря этому методу учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления.

3. частично-поисковый метод, который при самостоятельной работе учащихся, беседе, популярной лекции, проектировании и т.п. предоставляет учащимся возможность принять участие в работе на отдельных этапах научного исследования. При этом они получают возможность ознакомиться с определенными материалами научно-познавательской работы.

4. исследовательский метод – учащиеся постепенно познают принцип и этапы научного исследования, изучают литературу по проблеме, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты.

Авторы предложенной классификации считают, что она обеспечивает постепенный переход от методов, предполагающих сравнительно небольшую самостоятельность учащихся, к методам, отражающимся на их полную самостоятельность. Таким образом, у педагога есть возможность перехода от преподносящих методов к методам, предполагающим взаимные действия учителя и учащихся, к методам самостоятельной работы.

В образовательной области «Технология» все эти методы могут быть конкретизированы по трем группам – в соответствии со способом передачи и усвоения информации: словесные, наглядные и практические. Каждая группа несет свои функциональные отличия и дидактическую нагрузку. Но названные методы достигают оптимального эффекта лишь в гармоничном единстве.

Рассмотрим подробно методы, которые используются для формирования эстетических знаний и умений в образовательной области «Технология» при изучении технологии обработки ткани и волокнистых материалов.

Словесные методы широко используются, поэтому надо отчетливо различать особенности каждого из них, в том числе и методик их применения. Необходимо отметить богатство и выразительность, многообразие образов и понятий, которые можно передать живой речью. Эти методы позволяют учителю технологии излагать материал, знакомить с новыми фактами, научными достижениями, передовыми методами технологии. Живое слово учителя оказывает сильное эмоциональное воздействие на учащихся, будит их мысль, развивает воображение, способствует формированию эстетических качеств личности. К словесным методам относят рассказ, объяснение, школьную лекцию, беседу, самостоятельная работа учащихся с дополнительной учебной литературой, письменное инструктирование, применение радио- и звукозаписи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Характеристика пересказа у детей с ОНР III уровня
Нарушение связной речи (пересказа), один из симптомов общего недо развития речи. III уровень речевого развития предполагает наличие разверну той фразы, однако связная речь сформирована недостаточно. Ог раниченный словарный запас, одинаково звучащие слова, кото рым придается то или иное значение в з ...

Социальное и культурное воспроизводство в процессе воспитания молодежи России в условиях глобального общества
Исторический опыт свидетельствует, что этнокультурная общность сохраняет свое существование до тех пор, пока остается неизменным ее культурное ядро. Последнее составляют базовые ценности, разделяемые основной массой членов общества, независимо от их социальной принадлежности. Разумеется, это ядро п ...

Способы обогащения словарного запаса учащихся при подготовке к сочинению в седьмом классе
Конспект урока русского языка Тема урока: «Сочинение-рассуждение». Класс: 7 Цели: - образовательная: закрепить понятие сочинения-рассуждения; совершенствовать умение раскрывать тему с помощью цепочки аргументов; - развивающая: развивать внимание, способность к логическому мышлению, выделению законо ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru