Формы и методы построения процесса формирования у учащихся эстетических знаний и умений по технологии обработки ткани и волокнистых материалов

Педагогика » Формирование у учащихся V–IX классов эстетических знаний и умений по технологии обработки ткани и волокнистых материалов » Формы и методы построения процесса формирования у учащихся эстетических знаний и умений по технологии обработки ткани и волокнистых материалов

Страница 5

Формы построения процесса формирования у учащихся эстетических знаний и умений по технологии обработки ткани и волокнистых материалов весьма разнообразны. Самой древней формой организации учебного процесса – система индивидуального обучения, в наше время сохранилась в виде репетиторства. Но в образовательной области «Технология» репетиторство, в основном, не используется.

Урок является основной формой организации учебной работы в школе. Однако уроки технологии имеют свою специфику. Во-первых, на занятиях технологии используется система сдвоенных уроков. Это объясняется тем, что центральное место, на уроках технологии отводится практической работе учащихся. При сдвоенном занятии школьники успевают решить поставленные задачи. Во-вторых, уроки технологии требуют специальной их подготовки с точки зрения создания безопасных условий для работы учащихся. Это непременное условие – любые инструменты и оборудование могут стать источником травматизма из-за неумелого использования их учащимися. В-третьих, само построение занятий по технологии предполагает значительную самостоятельность учащихся, требует от преподавателя усиления контроля за всем, что происходит в классе, своевременного предотвращения возможной травмы и типичных ошибок в выполнении заданий. На разных уроках технологии решаются различные задачи: на одном сообщаются новые знания и формируются умения и навыки, на другом развиваются способности к творчеству, на третьем уделяется большое внимание эстетическому воспитанию и т.д. Но какая бы не решалась задача, учебная и воспитательная, составляющие занятий должны рассматриваться в комплексе. Ранее уже говорилось об особенностях целесообразного выбора методов обучения. Также важным фактором организации учебного процесса является рациональность структуры урока, так как урок решает конкретные задачи в системе обучения.

В зависимости от дидактических целей уроки технологии делятся на следующие основные типы:

1. урок объяснения нового материала;

2. урок применения знаний на практике (например, выполнение вышивки);

3. урок формирования умений и навыков (например, изучение ручных стежков);

4. урок повторения, систематизации и обобщения знаний (например, обобщение ранее полученных знаний по вязанию спицами);

5. комбинированный урок.

Естественно, каждый тип урока имеет свою структуру, но на любом уроке присутствуют такие этапы, как:

- организационно-подготовительный;

- теоретический;

- практический;

- организационно-заключительный.

В практике учителя технологии применимы и полезны специальные формы занятий: лабораторно-практические экскурсии, урок-игра, конкурсы, олимпиады. Лабораторно-практические работы могут проводиться одновременно со всем классом, либо по группам. Особенностью лабораторно-практических занятий является применение письменных инструкций, большая самостоятельность работы учащихся, активизация и систематизация имеющихся теоретических знаний и практических умений. Для формирования эстетических знаний и умений большое значение имеет проведение экскурсий на производстве, в музеи. Подводить итоги экскурсий можно в виде отчетов, бесед, стенгазет, альбомов, самостоятельных и творческих работ.

Все организационные аспекты преподавания технологии, во всем многообразии их связей влияют на процесс формирования эстетических знаний и умений, а также на гармоничное развитие личности.

Опираясь на теоретический материал, изложенный в первой главе квалификационной работы, и анализ содержания обучения учащихся 5 – 9 классов по технологии декоративной обработки ткани и волокнистых материалов для подтверждения выдвинутой нами гипотезы при прохождении педагогической практики в 5 – 9 классах СОШ № 16 была проведена экспериментальная работа.

Исследование велось для определения уровня знаний и качества проводимых уроков с использованием различных методик по остаточным знаниям учащихся. Для этого был составлен ряд вопросов по разделу «Рукоделие» для 9 класса.

Исследование проходило в два этапа: констатирующий и формирующий эксперимент. На первом этапе учащимся были предложены вопросы на вводном занятии по разделу «Рукоделие» для выявления имеющихся ранее знаний. Во второй части эти же вопросы были даны на заключительном занятии по разделу «Рукоделие» для определения уровня успеваемости изученного материала.

Таким образом, в констатирующем эксперименте мы установили уровень качества эстетических знаний и умений у учащихся, сформированных на уроках технологии ранее. В формирующем эксперименте определялся уровень эстетических знаний и умений, сформировавшихся в результате эксперимента.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также:

Особенности коммуникативно-направленного подхода в обучении английскому языку
Исходя из того, что развитие коммуникативной компетенции является основой содержания обучения иностранному языку, и что коммуникативная компетенция может быть сформирована только при условии сбалансированного, равномерного функционирования абсолютно всех ее структурных компонентов, необходимо опред ...

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР Ш уровня
Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е.Леви ной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г. И.Жаренковой, Г. А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф.Спи-ровой, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, А.В.Ястребовой и др.) в 50-60 ...

Современные программы по нравственному воспитанию дошкольников
Проблема воспитания с учетом гендерных особенностей позволяет по-другому видеть и детей, и сам процесс нравственного воспитания дошкольников. Эту проблему разрабатывают и специалисты-практики детских садов, и ученые-психологи, педагогики, нейрофизиологи. Особенности развития мальчиков и девочек опр ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru