Формы и методы построения процесса формирования у учащихся эстетических знаний и умений по технологии обработки ткани и волокнистых материалов

Педагогика » Формирование у учащихся V–IX классов эстетических знаний и умений по технологии обработки ткани и волокнистых материалов » Формы и методы построения процесса формирования у учащихся эстетических знаний и умений по технологии обработки ткани и волокнистых материалов

Страница 2

1. рассказом называется последовательное изложение фактического материала, относящегося к изучаемой теме. Рассказ может применяться на уроках технологии по формированию эстетических качеств личности, например, при изучении истории различных видов и промыслов, традиций края, элементов народного творчества в современном костюме, традиций, обрядов, семейных праздников и т.п. Рассказ ведется в определенной логической последовательности. В зависимости от темы урока, могут быть включены чтение отрывков из произведений художественной литературы, документов, прослушивание звукозаписи, например, народных песен для создания определенной атмосферы урока по рукоделию, демонстрация различных наглядных пособий. Материал в рассказе может раскрываться в форме повествования, описания и рассуждения. По ходу рассказа учитель может обращаться к учащимся с вопросами, чтобы проверить степень понимания или материала и активизировать внимания. рассказ обычно длится не более 20-30 минут, по ходу учитель делает зарисовки, записывает на доске новые термины. В завершении подводится итог.

2. объяснением называется такое изложение материала, целью которого является раскрытие новых понятий, законов, выведение формул, разъяснение характера предстоящих действий и т.п. Этот метод в обучении технологии декоративной обработки ткани и волокнистых материалов часто используется в сопровождении учебной демонстрации. Объяснять приходится принцип действия различных узлов швейной машины, способы образования петель при вязании, приемы выполнения различных декоративных швов, изготовление узлов при моделировании, конструировании и технологической обработки изделий, правила построения технологических процессов, способы и правила использования инструментов и приспособлений при работе и т.п. Метод объяснения используется во время вводного и текущего инструктажей при раскрытии вопросов подготовки работы, приемов ее выполнения. Качество объяснения зависит от умелого подбора преподавателем фактов, примеров для анализа при раскрытии изучаемого закона, способа решения поставленных задач. Объясняемый преподавателем материал должен быть интересным для учащихся и доступным их пониманию. Теоретический материал должен носить научный характер. При этом не последнюю роль играет обратная связь: учитель видит, что именно вызывает затруднение у учащихся в новом материале и вносит поправки и коррективы. Это позволяет сразу исправить неточность в восприятии материала.

3. школьная лекция - это последовательное изложение преподавателем содержания какого-либо вопроса программы с включением фактического материала, выводов и обобщений по нему. Длится лекция обычно весь урок, в отдельных случаях – два. Обычно она применяется для передачи информации из области искусства, технологии. Для формирования эстетических знаний и умений возможно для проведения лекции народных умельцев местности, в которой мы проживаем, для знакомства учащихся с творчеством старшего поколения нашего края. От рассказа лекция отличается тем, что она не только воздействует на воображение и чувства, стимулирует мышление, но и активизирует способность отбора и систематизации излагаемого материала. Если при объяснительном методе учитель дает уже готовый, отобранный материал под запись, то при использовании лекции учащиеся учатся сами улавливать важные моменты, отбирать материал для записи. Школьная лекция представляет собой дальнейшее развитие и усложнение рассказа. Перед началом изложения материала учитель сообщает учащимся план лекции, который целесообразно записать, чтобы учащиеся могли следить за ходом мысли преподавателя и последовательностью раскрытия темы.

4. беседой называется такой метод обучения, когда преподаватель, используя имеющиеся у учащихся знания и опыт, с помощью вопросов и ответов на них подводит детей к пониманию и усвоению нового материала, осуществляет повторение и проверку пройденного. Например, метод беседы как средство развития эстетических знаний и уже как средство развития эстетических знаний и умений на уроках технологии можно использовать при обобщении знаний учащихся по декоративной обработке ткани при знакомстве с традициями и семейными праздниками и т.п. От предыдущих методов беседа отличается, главным образом, тем, что не только требует от учащихся мысленного следования «за учителем», но и вынуждает их к самостоятельному мышлению. Она позволяет в большей степени активизировать умственную деятельность школьников, развивать их внимание, речь и воображение. Следует учесть, что затраты времени при беседе больше и она требует лучшей подготовки со стороны учителя. Вопросы, задаваемые во время беседы, должны отличаться простотой, логичностью, доступной и краткой формулировкой, лаконичностью. Сложные вопросы удобнее расчленить не несколько более простых. Каждый последующий вопрос должен логически связываться с предыдущим и всей темой в целом. Беседу целесообразно сочетать с рассказом и объяснением учащихся, проводить ее после экскурсии, просмотра кинофильма, выполнения некоторых практических работ. В соответствии с целью урока преподаватель составляет план проведения беседы, разрабатывает вопросы для учащихся, которые в сочетании с ответами составляют нить беседы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Сущность, этапы и механизмы процесса социализации
Понятие «социализация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного ...

Формирование делинквентного поведения у воспитанников детского дома подросткового возраста как социально-педагогическая проблема
Понятие делинквентности было введено в науку в 1950-х г.г. А. Коэном, который разработал теорию делинквентных (от лат. Delinquens - преступник, правонарушитель) субкультур. Коэн считал, что аномия ведет к фрустрации и необходимости поиска новых форм поведения. В готовом виде эти формы уже имеются в ...

Авторитет тренера в команде
Важнейший фактор психического развития личности профессионала - включение его в постоянное решение социокультурных проблем, которые сегодня затрагивают как общество в целом, так и каждую профессиональную сферу, каждого человека. Одной из важнейших проблем, существующих сегодня в профессиональной де ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru