Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования

Педагогика » Содержание работы социального педагога в досуговом учреждении » Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования

Страница 1

В настоящее время в социально-педагогической науке представлено большое количество исследований по теории и практике социально-педагогической деятельности, их роли в удовлетворении особых социальных, и культурно-образовательных потребностей детей и молодежи. Разработаны концепции социально-педагогической работы и воспитания (В.Г. Бочарова, И.А. Зимняя, Г.В. Мухаметзянова, В.Ш. Масленникова, В.А. Сластенин); теория, методики и технологии социальной работы и социально-педагогической деятельности (В.А. Боговарова, И.Г. Зайнышев, В.И. Курбатов, А.М. Панов, Л.В. Топчий, М.В. Фирсов, В.А. Фокин, Е.И. Холостова); концепции социально-профессионального становления будущих специалистов социально-педагогической сферы (Б.С. Алишев, Э.Ф. Зеер, В.Ш. Масленникова, Т.М. Трегубова, Н.Б. Шмелева); раскрыта сущность технологий социально-педагогического сопровождения (Н.В. Гарашкина, Н.В. Курилович, Л.В. Мардахаев, Н.П. Щукина); определены прикладные аспекты отечественного и зарубежного опыта социальной работы (Сырбу С., Чемортан Ст., Гораш-Постикэ В., Гантя И., Калло Т., Париш А., Гуцу Вл.,А.В. Мудрик, Г.В. Мухаметзянова, А.Р. Масалимова,Т.М. Трегубова, В.А. Фокин, И.В. Фокин и др.).

В нашей работе теоретико-методологической основой исследования явились философские и педагогические положения, концепции и теории, раскрывающие специфику социально-педагогической деятельности как формы развития личности и общества. Социально-педагогические взгляды, составившие основу для развития теории социальной педагогики (Сырбу С., Чемортан Ст., А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий). Социально-педагогическая концепция активного взаимодействия человека и среды (Мереакре И., Тапу Г., В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, В.И. Загвязинский, И.С. Кон, И.А. Липский, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, Л.В. Мардахаев, Л.Е. Никитина, С.Т. Шацкий, Г.Н. Филонов). Ведущие положения методологии современной педагогики (Калло Т., Париш А., Гуцу Вл., Л.С. Выготский, Г.В. Мухаметзянова, А.М. Новиков, В.А. Сластенин). Теория человеческой деятельности и общения (Гораш-Постикэ В., Гантя И., Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Р. Бернс, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, Р.Х. Шакуров, Д.Б. Эльконин, В.А. Ядов).

При написании нашей работы использовались различные подходы и концепции, а именно:

- системный подход к анализу педагогических явлений (В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, В.А. Сластении, В.Н. Садовский и др.);

- философские и педагогические концепции досуга как феномена культуры и образования (О.С. Газман, Б.С. Гершунский, А.Е. Коробков, Н.Б. Крылова, О.В. Крючек, С.А. Шмаков, и др.);

- концепция личностно-ориентированного педагогического процесса (Ю.П. Азаров, Н.П. Аникеева, О.С. Газман, В.М. Григорьев, В.В. Давыдов, Е.И. Добринская, Т.Е. Конникова, И.А. Новикова, В.В. Полукаров, К.Д. Радина, Э.В. Соколов, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин и др.);

- теория психологического и педагогического проектирования образовательной среды (Т.И. Бабаева, Е.С. Заир-Бек, О.Г. Прикот, Е.Н. Герасимова, Н.Я. Михайленко, В.А. Ясвин и др.).

Возможность творческого освоения деятельности, раскрытия в ней индивидуальности, проявления творческого потенциала личности базируется на становлении позиции субъекта (К.А. Лбульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, В.В. Горшкова, М.С. Каган, С.Л. Рубинштейн и др.).

В научный анализ теории и практики культурно-досуговой деятельности значительный вклад внесли Ю.А. Стрельцов, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков, В.А. Ковшаров, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.

Исследования названных авторов имеют важное значение для совершенствования теории и методики культурно-досуговой деятельности детей и молодежи.

В современных исследованиях (А.В. Антонова, А.В. Даринский, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова) досуг рассматривается как сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество. Особенности организации досуга как развлечения и праздника изучены в исследованиях СИ. Бекиной, B.C. Левшиной, Г.Н. Тубельской, А.И. Ходьковой и др.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Концептуально-технологические аспекты стимулирования процессов самовоспитания в подростковом возрасте
Среди значительных работ по самовоспитанию стоит отметить вклад таких отечественных ученых как Каптерев П.Ф., Маралов В. Г., Селевко Г. К. Мысль о самодеятельности и ее роли в развитии личности - одна из основных во всем педагогическом наследии П.Ф.Каптерева. Наиболее ярко она выражена в его статье ...

Каково соотношение между активизацией познавательной деятельности учащихся и проблемным обучением
Некоторые педагоги отождествляют эти два понятия, предлагая ликвидировать и сам термин «проблемное обучение». Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен а ...

Роль игры в обучении младших школьников
Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Имитационные способности ребенка, природная любознательность и потребность в познании нового, отсутствие «застывшей» системы ценностей и установок, а также языкового барьера способствуют эффектив ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru