Содержание работы социального педагога в досуговом учреждении

Педагогика » Содержание работы социального педагога в досуговом учреждении

В настоящее время ситуация в культурно-досуговой деятельности характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных реабилитационных центров и работающих при них культурно-досуговых центров. Что, конечно же, приводит к ассоциализации подростков, к возникновению так называемой категории «трудных подростков».

Основная задача досуговых учреждений, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.

Одной из актуальных проблем деятельности реабилитационных центров и работающих при них культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга детей и молодежи. Системность решения этой проблемы возможна путем внедрения в практику социально-педагогической деятельности учреждений дополнительного образования эффективных форм, методов, механизмов комплексного социально-педагогического сопровождения и помощи детям и молодежи, способствующим их позитивной социализации и адаптации к новой социальной роли. Ребенка нужно учить правильно использовать свое свободное время, так как интересная, насыщенная положительными эмоциями деятельность позволяет восстановить физические и духовные силы, способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия. Таким образом, досуговая деятельность детей должна стать постоянной заботой взрослых.

Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.

Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его не регламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в не физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.

Практика детского и молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для них являются музыка, танцы, компьютерные игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.

Таким образом, актуальность нашей работы определяется тем, что содержание работы социального педагога в досуговом учреждении четко не определено, сюда включается широкий круг вопросов и проблем, связанных и с личностным развитием детей и с преодолением социальной дезадаптации подростков. Есть общие рекомендации разных авторов по работе с отдельными группами детей, но нет единой системы работы, нет ясных и полных рекомендаций по ее организации. А ведь правильно организованный досуг детей, занятый полезными делами способствует профилактике девиантного поведения, предотвращению алкоголизма, наркомании, что в конечном счете ведет к общему оздоровлению детей и подростков. Досуговая деятельность помогает эффективнее работать с детьми группы риска и их семьями. Через различные формы досуговой деятельности дети повышают свою самооценку, приобретают полезные навыки, учатся общаться, строить свою деятельность в коллективе и т.д. То есть, правильная организация досуговой деятельности – актуальная, социально значимая проблема, которая очень важна для современного общества. Досуговое сопровождение по-сути своей является работой с трудными подростками в учреждениях дополнительного образования.

Цель дипломной работы – изучить особенности и роль учреждений дополнительного образования (УДО) в системе социализации личности и построить модель социально-педагогического сопровождения этой досуговой деятельности детей.

Объектом исследования является деятельность социального педагога.

Предмет исследования: процесс организации работы социального педагога с детьми из неблагополучных семей в условиях учреждения дополнительного образования.

Задачи исследования:

− Определить сущность и функции социально-педагогического сопровождения;

− Разработать модель социально-педагогического сопровождения в досуговом учреждении;

- Описать ход реализации этой модель на примере конкретного досугового образовательного учреждения (ДОУ) – Реабилитационного центра «Пламъче» г. Тараклия, Молдова;

- Выявить пути повышения эффективности социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности;

- Исходя из опыта проделанной работы, составить рекомендации для социального педагога, работающего в ДОУ.

Гипотеза: мы предполагаем, что целенаправленная организация досуговой деятельности будет способствовать целостному развитию детей и подростков, их успешной социализации, раскрытию индивидуализации и творческого потенциала, и полагаем, что вовлечение в организацию досуга детей других членов семьи в процессе социально-педагогического сопровождения этой деятельности, повышает эффективность воспитательного процесса в УДО.

В работе использовались такие методы исследования как изучение и теоретический анализ психологической, педагогической литературы, педагогическое моделирование, а так же эмпирические методы, такие как включенное и косвенное наблюдение, беседа.

Теоретико-методологической основой исследования в нашей работе явились философские и педагогические положения, концепции и теории, раскрывающие специфику социально-педагогической деятельности как формы развития личности и общества; социально-педагогические взгляды, составившие основу для развития теории социальной педагогики (Сырбу С., Чемортан Ст., А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий); социально-педагогическая концепция активного взаимодействия человека и среды (Мереакре И., Тапу Г., В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, В.И. Загвязинский, И.С. Кон, И.А. Липский, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, Л.В. Мардахаев, Л.Е. Никитина, С.Т. Шацкий, Г.Н. Филонов); ведущие положения методологии современной педагогики (Калло Т., Париш А., Гуцу Вл., Л.С. Выготский, Г.В. Мухаметзянова, А.М. Новиков, В.А. Сластенин); теория человеческой деятельности и общения (Гораш-Постикэ В., Гантя И., Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Р. Бернс, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, Р.Х. Шакуров, Д.Б. Эльконин, В.А. Ядов).

База исследования - УДО Реабилитационного центра «Пламъче» г. Тараклия, Молдова.

Научная новизна исследования. Для проверки гипотезы нами была построена и через опытно-экспериментальную деятельность проверена модель социально-педагогического сопровождения детей в досуговом учреждении. Ожидаемый эффект реализации нашей модели заключается в следующем: системно реализуются задачи по формированию правильной мотивации деятельности детей в организации своего свободного времени, по воспитанию у них высоких нравственных качеств, по воспитанию гражданственности и патриотизма, в подростковой среде повышается деловая и социальная активность в воплощении собственных жизненных планов, социальных общественно-значимых проектов; будет сформирован приоритет семейного воспитания, укреплены внутрисемейные связи, связь между поколениями, обеспечено безопасное детство воспитанников досуговых учреждений.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что представленная в ней модель может быть использована для организации социально-педагогического сопровождения деятельности в отдельно взятом учреждении, а также для помощи педагогам, родителям, социальным работникам в организации свободного времени детей и молодежи.

Смотрите также:

Семантические обучающие метафоры и семантические обучающие сказки
Не менее значимым способом учета семантики личности в процессе познавательной деятельности является обучающая метафора. Именно при помощи обучающей метафоры в полной мере удается обеспечить: сенсорно-моторную презентацию предметного содержания при помощи чувств; символьную – в правом полушарии созд ...

Проблемы обучения пересказу детей дошкольного возраста с ОНР III уровня
На занятиях по пересказу литературных произведений, где решаются все речевые задачи, и параллельно дети выполняют фонетические, лексические и грамматические упражнения. Дети подводятся к пересказыванию литературного произведения, обучаясь умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого ра ...

Контрольный опрос в виде тестовых заданий для учеников 9-х классов
Разработаны тестовые задания по выбранной теме в двух вариантах: 1. Вопросы, отражающие материал в таком виде, как он преподноситься в школьном учебнике. 2. Вопросы, отражающие школьный материал и экологические проблемы по выбранной тематике. Вариант 1. Вопросы: Как обозначается химический знак кре ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru