Нами были выделены основные этапы опытно-экспериментального исследования:
1. подготовительный;
2. организационный;
3. практико-реализующий;
4. обобщающий
и определена последовательность действий по формированию единого социокультурного пространства досугового учреждения:
1. Фиксация субъектами социально-культурной деятельности проблемы, которая должна быть совместно разрешена.
2. Выделение специфических, связанных с данной проблемой интересов и их понимания (логики) каждого из участвующих в совместной деятельности субъектов.
3. Определение на основе согласования (консенсуса) взаимовыгодных (устраивающих всех участвующих субъектов) вариантов решения проблемы.
4. Формирование общей совокупности предположений о возможных путях и способах достижения поставленной цели.
5. Разработка организационно-технологической схемы достижения поставленной цели через выделение этапов ее достижения и определения их очередности
6. Выработка объективных критериев и показателей решения проблемы, одинаково видимых всем субъектам.
Примерный план проведения исследования:
№ |
Направления работы |
Фиксирование результатов |
1. |
Изучение потенциала личности детей и подростков, выявление досуговых предпочтений |
Составление характеристики на каждого воспитанника, отражение наблюдений в «дневнике социального педагога» |
2. |
Разработка комплексной программы перспективных и актуальных направлений досуговой деятельности детей |
Примерная программа работы |
3. |
Организация и проведение мероприятий, занятий, акций, конкурсов среди детей, работа с родителями |
Отражение хода работы в нормативных документах, определяющих фиксацию результатов работы в рамках данного досугового учреждения |
4. |
Для выявления результативности работы участие с детьми в выставках, смотрах самодеятельности, в спортивных соревнованиях и т.д. |
Зафиксировать личные достижения каждого ребенка в «дневнике наблюдений» |
5. |
Проведение исследования с целью выявить общекультурный уровень воспитанности учащихся. |
Отражение хода работы в нормативных документах, определяющих фиксацию результатов работы в рамках данного досугового учреждения |
На первом этапе исследования проводится диагностика досугового время препровождения детей, и анализ деятельности досугового учреждения. В среде детей школьного возраста доминируют культурно-потребительские виды и формы досуговой деятельности, преобладает стихийно-групповой характер проведения досуга.
Полученные результаты являются отправной точкой в поиске резервов для преодоления негативных тенденций в этой области. Применение метода моделирования и позволило разработать модель социально-педагогической организации досуга школьников в муниципальном образовании мегаполиса, основной идеей которой является научно обоснованная организация досуга школьников на базе общих целей, принципов, единого содержания, технологий деятельности учреждений социально-культурной сферы муниципального образования.
Первое условие – создание скоординированной социальной среды, способствующей комфортному вхождению подростка в систему общественных отношений.
В ходе формирующего эксперимента нами выделены оптимальные формы взаимодействия с родителями, подростками в рамках социализации последних. Это: тренинги, ролевые игры, совместные поездки, проектная деятельность, участие в творческих конкурсах, социальных акциях и т.п.
Второе педагогическое условие – обеспечение педагогического сопровождения социализации подростка. Особенности педагогического сопровождения в учреждении дополнительного образования детей в процессе социализации подростков обусловили коррекцию научно-методического обеспечения образовательного процесса с целью усиления задач дополнительных образовательных программ, направленных на социализацию подростка; моделирование воспитательной деятельности учреждения дополнительного образования детей на основе мониторинга социальной компетентности подростка; обеспечение взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей в процессе социализации подростка; создание благоприятного для процесса социализации психологического климата в объединениях.
Самыми эффективными и наиболее популярными формами среди педагогов и подростков стали праздники, фестивали, конкурсы, акции, совместные проекты, коллективно-творческие дела, тренинги, ученические бригады, кооперативы, экспедиции, мероприятия по защите природы и т.п. Вышеуказанные формы работы формировали социальный опыт подростка, включали его в различные социальные роли, расширяли круг взаимодействия, что способствовало успешной социализации. Вторая группа форм — познавательные игры, социальные проекты, отражающие жизнь общества помогали сформировать у подростков осведомленность в сфере социокультурных ценностей, правил, норм. Третья группа — это формы организации деятельности подростков в каникулярный период времени, которые также способствуют социализации подростков. В рамках формирующего эксперимента нами были разработан проект «Каникулы: через полноценный отдых к социализации личности».
Пересказ и его характеристика
Пересказ – осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи. Это – сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведения, поня ...
Сущность и содержание понятия "коммуникативные навыки детей"
Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и ...
Исторический аспект проблемы
На ранних этапах существования человечества - в рамках родоплеменных отношений - семьи не существовало. Отношения людей строились по принципу полигамии, т.е. свободного выбора и смены половых партнеров, а также совместного воспитания детей всеми членами рода. По мере совершенствования социальных от ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.