Таким образом, перечисленные формы работы с одной стороны, обеспечивали реализацию интересов и потребностей подростков, с другой — способствовали их успешной социализации.
Третье условие – актуализация мотивационной сферы подростка за счет наполнения социально-значимой деятельности личностным смыслом.
Социализация подростков основывалась на внедрении в содержание образовательных программ творческих объединений спецкурсов социальной направленности. Содержание и методика занятий были направлены на включение подростков в диалог, усиливающий процесс осознания и переживания социокультурных ценностей как важнейших потребностей личности, как субъективно значимых, устойчивых жизненных ориентиров в ее ценностных стремлениях. Воспитанники были вовлечены в ролевые игры, в действия, ситуации выбора, где необходимо было анализировать поступки героев и принимать решения о собственном поведении. Наблюдалось, что в коллективах формировался определенный благоприятный социально-психологический климат, основанный на нравственных принципах.
Результаты экспериментальной проверки эффективности работы определяются по диагностируемым показателям:
- результативность деятельности по инициированию, стимулированию, выполнению запроса в области досуга школьников (количество и содержательные характеристики заявок на участие; отзывы; информированность населения муниципальное образования и социальных партнеров о реализуемых видах и формах досуговой деятельности);
- степень взаимодействия учреждений социально-культурной сферы в реализации выстроенных управленческих схем и оснащенность необходимой нормативной, правовой документацией (договоры; соглашения о распределении обязанностей совместно реализуемой деятельности; созданные координирующие структуры и органы; режим их работы и т.п.);
- наличие проработанной содержательно-методической базы, обеспечивающей эффективную досуговую деятельность школьников (программы и планы деятельности, методические материалы; публикации и др.) и качество методического и технологического обеспечения реализуемых направлений социально-культурной деятельности;
- эффективность влияний формируемого социокультурного пространства на отдельную личность (школьника, родителя, педагога, представителя общественности), семью, группу, общность. Среди них: «внешние» показатели (количество участвующих школьников, устойчивость состава, вовлечённость новых детей, семей, учреждений, организаций в совместную деятельности и т.п.) и выборочная диагностика, мониторинговые исследования значимых «внутренних» показателей (динамика социальной активности, социальной компетентности; изменения ценностных ориентации, субъектной позиции, мотивации);
- результативность инновационной деятельности педагогического сообщества (разработка, апробация и распространение методов, форм, технологий социально- культурной деятельности, обеспечивающих внедрение и повышающих эффективность реализуемой социально-педагогической модели).
Критерии социальной компетентности подростка как результата социализации в воспитательном пространстве досугового учреждения.
Критерии |
Составляющие |
Показатели |
Мотивация |
Отношения, выраженные через мотивы и ценности |
Стремление к проявлению себя в социально одобряемой деятельности, преобладание мотивов достижения успеха, ценность творчества, ценностное отношение к себе и другой личности |
Осведомленность в способах продуктивного взаимодействия в социуме |
Знания |
Знание норм и правил, общения и поведения в обществе. Знание продуктивных способов взаимодействия в деятельности Знание собственных личностных особенностей, способствующих достижению успеха |
Сформированность умения ориентации в социокультурном пространстве |
Умения и навыки социального поведения |
Сформированность навыков и способов социально значимой деятельности, умения эффективного общения и конструктивного взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности. Навыки эмоциональной саморегуляции, владение средствами организации своего поведения. Навыки проблемно - разрешающего поведения |
Устойчивый уровень предполагает достижение устойчивого развития всех личностных новообразований подростка, то есть высокие показатели развития всех важнейших составляющих социальной компетентности.
Более подробно различные педагогические технологии работы с детьми и родителями будут разобраны нами в третьей главе.
В результате опытно-экспериментальной деятельности по реализации нашей модели социально-педагогического сопровождения мы пришли к следующим выводам:
Характеристика Муниципального Дошкольного Образовательного Учреждения
детского сада № 9 комбинированного вида
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 комбинированного вида существует 35 лет. Функционируют 11 групп. Списочный состав 250 человек, в том числе 85 детей раннего возраста и 165 дошкольного. В среднем детский сад посещает 200 – 210 человек. Имеется спортивный и тренажерн ...
Специфика социализации ребёнка
Социальная природа человека детерминирует его зависимость от общества: по выражению Л.С. Выготского, ребёнок изначально социален, поскольку он максимально зависим от окружающих его людей. Знакомство с социальным миром происходит с рождения ребёнка. Насколько осознанно и успешно он усвоит необходимы ...
Основные приемы при работе с развивающими играми
Чтобы вовлечь детей в игры я использовала различные игровые приемы: 1. К детям приходят их знакомые герои сказок: Колобок, Зайка, Мишка, Кукла, Петрушка, Обезьянка и т.д. Они просят показать им любимые игры детей, научить в них играть, помочь выбраться из какой-то ситуации. 2. Нравятся детям и путе ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.