Особенности личности и поведения дошкольников с нарушениями интеллекта в детском доме

Педагогика » Особенности личности и поведения дошкольников с нарушениями интеллекта в детском доме

Страница 1

Огромная проблема, с которой встречаются специалисты, работающие с детьми-сиротами, искажения в формировании самосознания, спровоцированные нереализованной потребностью в любви, привязанности и признании. Именно это приводит к возникновению нарушений в сфере эмоционального развития, способствует психосоматизации и формированию на этом фоне в структуре личности наших воспитанников специфических особенностей и нарушений, наиболее выраженными из которых являются:

1. Низкий уровень самосознания и произвольного поведения.

На занятиях дошкольники из детского дома значительно чаще отвлекаются на окружающие предметы, чем их сверстники в детском саду (в 4 раза), постоянно нарушают правила в дидактических играх, в свободной игре переключаются с одного предмета на другой (в зависимости от того, что попадется им под руку), не удерживают сюжет игры. Дети, растущие вне семьи, плохо владеют своим поведением и отстают по уровню развития произвольности. Они не могут сами найти средства управления поведением, которые бы позволили сдерживать импульсивные движения и управлять собственными действиями. Уровень произвольной регуляции у дошкольников из детского дома объясняется недостаточным развитием их самосознания, неспособностью как-то отнестись к себе и своим действиям. Что же касается сознания таких детей, то они не выделяют и не фиксируют в нем свои действия, не помнят, что они делали, не знают, что будут делать; временной план действий у них практически не развит. Особая психологическая проблема — отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы побыть один, отдохнуть от взрослых и других детей. Каждый с детства нуждается в общении с другими людьми, но одновременно — в одиночестве и обособлении от других. Каждому нужно это особое состояние одиночества, обособления, когда происходит внутренняя работа, когда формируется самосознание. Отсутствие условий для внутреннего сосредоточения стандартизирует определенный социальный тип личности.

Ещё одна особая проблема — феномен «мы» в условиях детского дома. Здесь у людей возникает своеобразная идентификация друг с другом. В нормальной семье всегда есть фамильное «мы» — чувство, отражающее причастность именно к своей семье. Это очень важная, организующая эмоционально и нравственно сила, которая создает условие защищенности ребенка. В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское «мы». Это совершенно особое психологическое образование. Дети без родителей делят мир на «свои» и «чужие», на «мы» и «они». От «чужих» они все вместе готовы извлекать свои выгоды. У них своя особая нормативность по отношению ко всем «чужим» и своим детдомовцам. Внутри своей группы дети, живущие в интернате, могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего возраста. Эта позиция формируется из-за многих причин, но прежде всего из-за нереализованной потребности в любви и признании, из-за эмоционально нестабильного положения ребенка, лишенного родительского попечительства.

2. Нарушения в эмоциональной сфере:

— душевный дискомфорт;

— страхи, чувство неполноценности;

— бедность, поверхностность, неустойчивость чувств, с одной стороны, с другой — острая аффективность, агрессивность, эгоистические тенденции;

— низкие коммуникативные возможности и способность к эмпатии.

В исследованиях М.К. Бердышевой выделяется несколько групп детей 3–5 лет, воспитывающихся в условиях детского дома. Эти группы детей различаются по степени эмоциональной недостаточности. Рассмотрим их:

«Избегающие» дети. Эта немногочисленная группа детей, характеризующаяся наиболее тяжелым эмоциональным состоянием. Они очень трудно привыкают к жизни в коллективе, период адаптации может затянуться на несколько месяцев. Всячески избегают общения со взрослыми, не умеют контактировать с детьми, в играх проявляется агрессивная манера обращения с игрушками.

«Цепляющиеся» дети. В отличие от предыдущей группы эти дети активно стремятся к контакту со взрослыми. Однако этот контакт носит примитивный характер. Ребенок прижимается, садится на колени, берет за руку и пр. Тем самым он ищет источник эмоционального тепла и защиты.

Дети с «недифференцированными» привязанностями – это самая большая группа детей. Способы общения со взрослыми у этих детей достаточно развиты, но они не используются для образования более глубоких и устойчивых связей. Для этих детей тактильный контакт со взрослым важен как источник удовольствия от совместного общения, а не как средство для нейтрализации страхов и тревоги. Взрослый хорош для этого ребенка до тех пор, пока доставляет удовольствие. Как только взрослый начинает ограничивать ребенка в действиях или запрещать что-либо – он становится плохим.

«Амбивалентные» дети. Привязанность таких детей к взрослым формируется поэтапно. В начале ребенок проявляет интерес к взрослому, но сохраняет дистанцию. Постепенно начинает радоваться ему. На следующем этапе появляется протест против внезапной разлуки со взрослым, ребенок выражает свой гнев, пытается наказать взрослого за его длительное отсутствие. На последнем этапе амбивалентное поведение ребенка сворачивается и он восстанавливает угасшую эмоциональную связь со взрослым.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Роль игры в обучении младших школьников
Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Имитационные способности ребенка, природная любознательность и потребность в познании нового, отсутствие «застывшей» системы ценностей и установок, а также языкового барьера способствуют эффектив ...

Определение понятий дифференцированного подхода и дифференцированного обучения
Работая с такими разными учениками, мы вынуждены применять разноуровневые или дифференцированные задания, подходящие для категории здоровых психически детей и не полностью владеющих своей рукой, восприятием пространства, чувством тона и цвета и главное, с другим восприятием и видинием учащихся. На ...

Функционирование образовательных систем на региональном уровне
Процесс дальнейшего сближения образовательных систем на региональном уровне определяется характером развития экономических систем регионов России. Необходимо как можно быстрее проанализировать те достижения и промахи, которые есть в любой системе образования, наметить пути интеграции различных обра ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru