Учащиеся в парах решают задания, записанные на доске. После выполнения задания разбираются на доске.
Построить графики функций. 1)
; 2)
; 3)
.
Приложения кусочно-линейных функций достаточно разнообразны. Некоторые классы текстовых задач решаются с помощью функций
и
.
Задачу с помощью учителя решает на доске ученик.
Пример 2. Длина полных метров в куске кабеля в 5 раз больше длины неполного метра. Какова максимально возможная длина кабеля? .
Решение. Обозначим длину кабеля
(м). Тогда составим уравнение
или
. Так как
, то
, поэтому
. Тогда
. Искомая длина кабеля 4,8 (м).
Ответ:4,8 м.
Подведение итогов занятия
- Какую тему мы изучили сегодня на занятии?
- Что нового вы узнали на занятии?
Методические рекомендации. Изучение функций «сигнум
», «антье от
», «дробная часть
» программой общеобразовательной школы не предусмотрено, эти функции изучаются лишь в классах с углубленным изучением математики. Все они являются «кусочно-линейными», то есть заданными линейно (в виде различных линейных зависимостей) на различных промежутках области определения. Изучение кусочно-линейных функций должно следовать за функцией «модуль числа». Для изучения данных функций подходит аналитико-графический путь: от определения и свойств к их графическим иллюстрациям.
Тема 4. Построение графиков функций
Занятие № 12. График сложной функции
Цель: научить учащихся применять полученные знания для построения графиков сложной функции.
Ход занятия:
Актуализация изученного ранее материала
На данном этапе занятия учащиеся вспоминают материал по теме преобразование графиков, для этого подбирается соответствующая система заданий. Актуализация знаний проводится в коллективной форме.
Систематизация изученного материала
Пусть требуется построить график функции
. При этом предполагается, что построение графика функции
легко выполнимо или же ее график в данной системе координат построен. Искомый график получается с помощь геометрических преобразований из графика исходной функции
. Каждой паре функций, в зависимости от значений параметров
соответствует определенное геометрическое преобразование . Представим это соответствие в таблице.
Изучение данной темы обеспечивается знанием предыдущих тем. При заполнении таблицы проводится фронтальный опрос учащихся.
|
Пара функций |
Название преобразования | ||||
|
|
a>0 |
0<a<1 |
Растяжение от оси ординат в | ||
|
a>1 |
Сжатие к оси ординат в a раз | ||||
|
a<0 |
-1<a<0 (0< |
Симметричное отражение от оси ординат и |
Растяжение от оси ординат в | ||
|
a<-1 ( |
Сжатие к оси ординат в | ||||
|
|
b>0 |
Перенос вдоль оси абсцисс |
На b единицы вправо | ||
|
b<0 |
На | ||||
|
|
c>0 |
0<c<1 |
Сжатие к оси абсцисс в | ||
|
c>1 |
растяжение от оси абсцисс в с раз | ||||
|
c<0 |
-1<c<0 (0< |
Симметричное отражение от оси абсцисс и |
Сжатие к оси абсцисс в | ||
|
c<-1 ( |
Растяжение от оси абсцисс в | ||||
|
|
d>0 |
Перенос вдоль оси ординат |
На d единиц вверх | ||
|
d<0 |
На | ||||
Формы и методы построения процесса формирования у учащихся эстетических
знаний и умений по технологии обработки ткани и волокнистых материалов
Введение в школы, гимназии, лицеи образовательной области «Технология» коренным образом меняет не только содержание учебного предмета «Обслуживающий труд», но и методы обучения, позволяющие вырабатывать у учащихся качества личности, которые предъявляет общество к ним: высокая общая культура, широко ...
Понятие и специфика общения в отечественной педагогике
Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах отечественных педагогов: Ананьева В.Г., Бодалева А.А., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Ломова Б.Ф., Лурии А.Р., Мясищева В.Н., Пет ...
Понятия числа
Преподавание вопросов связанных с развитием учения о числе учитель строит таким образом, чтобы ясна была связь понятий равенства, сумма и произведение, с одной стороны, и понятие числа, с другой. Таким образом, для того чтобы новые числа были равноправными, необходимо введение определения: понятие ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.