Проблема девиантного поведения младших подростков

Страница 8

Существует еще один важный аспект влияния образа жизни малой группы на мотивацию поведения индивидуума. Образ жизни привычной малой группы (семья, группа сверстников) вырабатывает у подростка своеобразный стереотип мотивации поведения. М.А. Алемаскин отмечает, что если подросток попадает в новую для него микросреду (общежитие, новая школа, новая семья), он не может воспроизводить в своем поведении образ жизни той микросреды, к которой он раньше принадлежал. Поэтому мотивом многих его поступков может быть защита (часто неосознанная) своей принадлежности к прежним малым группам, к их образу жизни. Если образ жизни меняется внезапно и, как правило, расходится, а иногда даже противоречит ведущим мотивам субъекта, тогда человек стремится к воспроизведению того образа жизни, который в большей степени обеспечивал бы функционирование присущих ему ведущих мотивов.

Игнорирование указанной личностной тенденции к соответствию привычного образа жизни и мотивации поведения нередко является причиной непонимания таких, например, поступков, как побеги из школы, армии, или, наоборот, неэффективности мероприятий включения в общественно полезный образ жизни бродяг.

Наибольшей мотивообразующей силой девиантного поведения обладают неформальные группы сверстников с асоциальными тенденциями. Влияние группы особенно значимо, если субъект дорожит принадлежностью к ней и образ жизни группы не противоречит внутренним позициям личности, ее наиболее актуальным, ведущим мотивам. Иначе говоря, асоциальная группа лишь в том случае "находит" субъекта, если сам субъект "ищет" такую группу.

Поведение любого человека зависит от характера так называемой "социальной роли", которая возлагается на него обществом. В понятие "социальная роль" заключены "определенные требования и ожидания в отношении поведения человека в конкретной социальной ситуации", а также представления человека о том, как он должен вести себя в той или иной ситуации. Мотивом девиантного поведения может стать "конфликт ролей", то есть такая ситуация, когда одна из воспринятых социальных ролей как "ожидаемое поведение" вступает в противоречие с правилами поведения взятой на себя второй роли. Так, например, ребенок, являясь членом семьи, учащимся школы, может быть одновременно членом или даже "вожаком" неформальной асоциальной группы.

Мотивообразующим фактором в определенных условиях может стать конкретная жизненная ситуация, которая способствует принятию решения о совершении того или иного поступка. Однако исследования последних лет показывают, что ситуация большей частью только актуализирует мотивы девиантного поведения, т. е. вызывает к жизни мотивы, уже имеющиеся у человека, и создает условия для их реализации. Поэтому антиобщественные поступки детей и подростков носят чаще всего не "случайный" ситуативный характер, а являются при всей их внезапности, импульсивности и эмоциональной схваченности логическим развитием всей предшествующей жизни.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также:

Требования к уровню подготовки выпускников
по теме «Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации» Ученик должен знать/понимать единицы измерения количества и скорости передачи информации; уметь оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранени ...

Социально-психологическая основа воспитания ребенка с дефектом
Всякий телесный недостаток не только изменяет отношение человека к физическому миру, но сказывается также на отношениях с людьми. Дефективный ребенок есть прежде всего особенный ребенок, к нему складывается исключительное, не обычное, не такое, как к другим детям, отношение. Его несчастье раньше вс ...

Анализ особенностей возрастного подхода в педагогической науке
Возрастной подход в воспитании предполагает учет и использование закономерностей формирования и развития конкретного человека (физиологических, психических, психологических, социальных и др.), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом. В ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru