Понятие «Рисунок» как учебный предмет возникло во второй половине XVI века в результате появление целого ряда портретных образов исторических деятелей, что свидетельствует о значительных достижениях русского искусства XVI века. Во 2-й пол. XVI века по инициативе Ивана Грозного создаются летописные своды с миниатюрами, где неоднократно изображался сам царь (как идеолизированный монарх). Новизна состояла в том, что они представляли уже собой прижизненное изображение царя - прославляя его подвиги, закрепляя в сознании идеи сил и могущества власти. Именно в XVI веке впервые встречается факт прижизненного портретирования царя в миниатюрах, иконах и фресках. Эти же мастера исполнили росписи Золотой палаты Кремля (1547-1552) с изображением притч, аллегорий и событий из истории, воссозданием образов князей. Начиная с этого времени искусство рисунка начало изучаться с нацеленностью на практические задачи, связанные с необходимостью уметь реализовывать различные практические задачи. Одним из способов обучению рисунку было копирование работ старых мастеров. Поэтому я сделала комплекс дифференцированных заданий как средство обучения рисунку: серию заданий для срисовывания для учеников с особенностями развития и восприятия.
Карточка – задание для рисования гипсовой розетки.
Этап первый – срисовывание с образца.
Рисование орнамента требует точной прорисовки осей симметрии, являющихся базовой основой рисунка. Угловая, осевая или центральная симметрия всегда лежит в основе орнамента или групп его элементов.
Рис. 6
Полезно сделать схематичную зарисовку во фронтальной проекции с целью выяснения основных членений и узловых точек изображения. Потом, рисуя предмет, деталь или орнаментальное украшение в сокращении под углом или, как говорят, в ракурсе, легче правильно построить скелет основных линий.
Основные линии рисунка намечают в зависимости от характера формы основы, ритма и осей симметрии модели. Линии не обязательно должны совпадать с контурами орнамента. Так, при симметричном орнаменте на прямоугольной основе положение центральной оси симметрии находят путем пересечения диагоналей. Таким образом, они входят в систему основных линий построения. Тонирование отдельных участков плоскостного орнамента делают легко, лишь слегка намечая штрихами относительную градацию тона, и так, чтобы контурные линии орнамента ясно читались.
Рис. 7
Задание рассчитано на 6 учебных часов
Рис. 8
Этап второй – рисование с натуры, предварительно наработав над построением розетки с иллюстрации.
Рисование гипсового орнамента с натуры лучше всего начать с выполнения рисунка гипсовой розетки. В нашем случае целесообразно начинать также с копирования готового рисунка гипсовой розетки, что бы в полной мере изучить законы построения этого предмета ДПИ Затем можно приступать к рисованию с натуры, выбирая несложный – почти фронтальный ракурс. Рисунок выполняется на формате А-3. Задание рассчитано на 6 учебных часов. Розеткой называется орнаментальный мотив в виде круглого стилизованного цветка с одинаковыми лепестками. У нее несколько осей, пересекающихся в центральной точке. Четыре лепестка розетки с чашечкой в середине положены на ромбовидную поверхность. Чтобы изобразить розетку во фронтальном положении, впишем ее в квадрат. Центр диагоналей квадрата совпадает с центром розетки. Через центр проведем прямые вспомогательные линии, параллельные сторонам квадрата. Ориентируясь на них, наметим формы и размер чашечки цветка, лепестков, мелких деталей.
Развивающие игры - как средство умственного и всестороннего развития детей
Большое значение в умственном и всестороннем развитии детей имеют занимательные развивающие игры, задачи, развлечения. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объя ...
Ян Амос Коменский
Среди педагогов начала Нового времени особое место принадлежит Яну Амосу Коменскому (1592-1670 гг.) – великому чешскому педагогу. Он был общественным деятелем, реформатором, преобразователем школьного дела в ряде стан Европы. В отличие от педагогов-гуманистов эпохи Возрождения Я.А. Коменский создал ...
Анализ раскрытия темы в школьных учебниках различных авторских коллективов
Рассмотрим учебное пособие под редакцией Макаровой Н.В. –это пособие по информатике для 7-9 классов. Здесь тема «количество информации» особо не выделяется. Вводятся понятие информации, ее свойства, способы восприятия информации, форма и язык представления информации. При изучении темы 2. «Представ ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.